Елена Дорогавцева
Если выйти поздней жаркой ночью и погулять по старым московским районам, вдохнуть запах переулков на
Помню свой город с восьмидесятого года, когда трёхлетней шла по улице Горького. Над головой шумели липы, под ногами лежали чёрные литые решётки. Я поднимала голову и щурилась на солнечные лучи, бьющие сквозь плотную листву. Я спотыкалась о решётки, но мама подхватывала меня за руку и тащила дальше, в сказочный Елисеевский магазин. Нет тех лип и решёток, и магазина уже нет. Нет и меня трёхлетней. Я не знаю эту девочку. И город тот существует ли теперь?
Помню Москву девяностых с упоительным воздухом свободы, когда большими компаниями сутками бродили по обшарпанному городу, прыгали по крышам, спали на траве, растили в себе кривую красоту, которую нужно разглядеть и понять.
Поколение сегодняшних сорокалетних москвичей состоит из этих улочек и ночных разговоров, облезлых подворотен и сквотов, из расписанного булгаковского подъезда, арбатских тусовок, посиделок в ЦДХ, киносеансов в «Иллюзионе». И как разделить город и время? Как отделить себя от этих улиц, где на каждом углу ждут воспоминания юности или жизни, случившейся до тебя.
В каком году начинается моя Москва? Где пролегает граница времени и сюжета?
В позапрошлом веке на Никитской площади стоял дом, в котором жил мой прадед, инженер Иван Балдин и его супруга, моя польская прабабка, взявшая имя Клавдия. Как её звали на самом деле никто не знает. Судя по фотографиям, я очень на неё похожа.
Дом моих предков снесли, на его месте стоит здание ТАСС. Через сто лет рядом жила моя школьная приятельница. Мы дружим до сих пор. Если подняться чуть выше по Тверскому бульвару, то справа будет особняк, где в начале прошлого века в полуподвальном помещении, жили бабушка и дед куда из роддома принесли мою маму. Роддом был тут же, в двух шагах, на месте здания МХАТа имени Горького. Напротив МХАТа стоит памятник Есенину, к которому через полвека я пришла на первое свидание с моим будущим мужем. Неподалёку Литинститут.
Это только один квадрат московской земли и одна история из бесчисленных воспоминаний, вросших в родной город. Паутина событий — переплетение времени. И уже нельзя отделить прошлое Москвы от меня и моей биографии, ведь память начинается не с рождения. Раз мы храним гены своих предков, то и опыт их переходит к нам по наследству. Может, поэтому коренной москвич не способен видеть столицу в настоящем. Он всегда вынужден ходить в шорах прошлого. Каждый знакомый угол двоится в его глазах и мерцает воспоминаниями. Так и я не могу спокойно гулять по Москве, которую знаю, как своего потерянного ребёнка — со всей болезненностью, без права распоряжения. Сегодняшний москвич не имеет право на свой город, на свой язык, особенно если он поэтический. Москвич должен быть толерантен и безотказен. Он обделён собственной идентичностью. Он может холить только свои воспоминания.
Столько всего приключилось в московских стенах! И пусть они раздвинуты уже до
Сейчас моя московская жизнь закольцевалась Соколиной горой — небольшим районом между Щёлковским шоссе и Владимирским трактом. С одной стороны Измайловский парк, с другой Третье кольцо — два часа пешком до Кремля.
Соседние Сокольники, появившиеся чуть позже, взяли своё название из этих мест, а Сокол, где я выросла, позаимствовал сокращение у Сокольников. Именно в Сокольниках затевался кооператив художников, который и назвали Соколом. Но землю в итоге не дали. Пришлось перекочевать в старинное село Всехсвятское и там уже построить знаменитое поселение, давшее новое название всему району.
По легенде в земле «Всех святых отцов» зарыты сокровища Лжедмитрия Второго. Именно здесь Анна Иоанновна объявила себя императрицей. А в XVII веке по ходатайству того самого князя Милославского во Всехсвятском построили каменный храм Всех Святых.
Несколько лет назад я уехала жить на старинную Соколиную гору, но до сих пор узнаю жителя Сокола по
Я выросла на улице Новопесчаная (или Вальтера Ульбрихта, как мы писали на советских зелёных тетрадках). По Новопесчаной я бегала в школу и напевала «… иду, шагаю по Москве» — стихи Геннадия Шпаликова, жившего дальше меня, на Песчаной площади. Судя по рассказам старых учителей, я была, как и он — белая ворона. И его соседство с другого конца улицы, пусть и в другом времени, делало меня сильнее и свободнее. При полном неумении вписаться в действительность я не чувствовала себя одинокой. Потом, через много лет, я читала уже свои стихи в его доме, а затем шла к родному двору, к своей квартире, мимо окон Беллы Ахмадулиной, Татьяны Бек, Татьяны
Новопесчаная — литературная планета моего детства. Длинная линия сталинок, стоящих в шахматном порядке между скверов и парков. Таинственная улица. Многие не знают, что большинство зелёных зон старой Москвы
Как же страшно копаться в истории города, даже в истории семьи! Уже и моей собственной памяти хватает с лихвой. Последние годы ощущение спирали времени только нарастает.
Московская биография водит меня по городу, как по кругу памяти нескольких поколений, замыкаясь в моей собственной судьбе. Кто знает, какие сокровища ещё откроются в её слоях.
Санджар Янышев
— У Москвы, чуешь, особый запах? — сказал мне брат, когда я здесь почти что жил.
Брата в те годы тут не было, он, конечно, имел в виду другой запах — из
А через десять лет, в
Наверное, Москва моей юности походила на Ташкент ранней юности моей мамы. С поправкой на стрельбу и
Однажды я возвращался в съёмную комнату на улице Конёнкова, и чёрт меня дёрнул не воспользоваться лифтом. Скорее всего, он не работал, отключили специально. На подходе к моему седьмому возле мусоропровода сидел/лежал труп. Он так сидел, он так лежал, что выглядел спящим — в те годы люди часто спали между этажами. Мне даже не пришлось через него перешагивать. Но когда я преодолел последний пролёт, то увидел взломанную дверь. Квартира кишела ментами; вооружённые автоматами, они ждали меня. Это они часом раньше выбили дверь, едва не прихлопнув стоящую за ней беременную женщину, мою тогдашнюю жену. Потому что решили, что именно в этой квартире живут наркодилеры, продавшие трупу смертельную дозу синюхи. Труп к тому же был несовершеннолетний. Ни конвоя при нём, ни караула, ни ограждающей ленты. Его девочковые очертания проявились в памяти на следующий день — да так в ней и остались.
… «Без Славы мне в России не житьё». Привозит
Сейчас Хамдам живёт
Будучи, в отличие от меня, стопроцентным узбеком, Хамдам украсил своё жилище узбекскими коврами, поверх ковров висели рубаб и дойра; всё это внушало чувство мягкости, покоя. Укоренённости. Будучи, как все ферганцы, синефилом, Хамдам окружил себя полками с богатым выбором мирового видеонаследия. Будучи меломаном, Хамдам окружил себя
Две прочие комнаты занимали
Тут, немного в сторону, вспомнился мне
Однако вернёмся к Хамдаму. Вы уже поняли, что слово «элитный», которым я обозначил дом в Лиховом переулке, легко экстраполируется на его жильцов, их окружение, обстановку и образ жизни. Хозяин встретил нас в красивом чапане (это такой уютный
С тех пор тост этот стал нашим в некотором роде талисманом, и, какую бы дрянь в каких проссанных подворотнях мы ни пили, имя Хамдама Закирова (да продлит Аллах его дни) брало нас, что называется, под крыло, а также берегло и спасало.
…Вернёмся к запахам. Конечно, в разных частях своего тела Москва пахнет
В самом конце
Я вышел из уютной кирпичной хрущобы и пошёл в сторону Ленинградки, чтоб сесть там на
Примерно с час проблуждав по тёмному химкинскому лабиринту, я, разумеется, вернулся к Ленинградке. Надо было
Я сделал вид, что их компания меня ни в малой степени не волнует, что мне просто нужно на ту сторону. Хотя, разумеется, женщины эти меня волновали — все без исключения, а идти мне было совершенно некуда. Однако я был им настолько не интересен… Нет, не так. Меня настолько не было, что я прошёл сквозь них, точно свечной древлемосковский дух.
И звали меня, к примеру, Иван Великий. Или Бассейн «Москва».
* «Москва и немосквичи» — цикл литературных вечеров «Культурной инициативы» предполагает знакомство с Москвой с помощью разных оптик писателей, как родившихся в Москве, так и приехавших в столицу из других мест.
Гости не только читают стихи и прозу, но и рассказывают о своей Москве. Вечера проходят в клубе «Дача на Покровске» и в Московском городском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которые располагаются в имеющем богатые литературные традиции доме Телешова, неподалеку от того места, где когда-то находился знаменитый Хитров рынок, описанный Гиляровским.
В качестве «москвичей и немосквичей» уже выступили такие столично-провинциальные пары:
Юрий Арабов (Москва) — Алексей Королев (Загорск)
Анна Аркатова (Рига) — Сергей Гандлевский (Москва)
Геннадий Каневский (Москва) — Бахыт Кенжеев (Чимкент)
Лев Рубинштейн (Москва) — Елена Фанайлова (Воронеж)
Инна Кабыш (Москва) — Олег Хлебников (Ижевск)
Дмитрий Данилов (Москва) — Инга Кузнецова (пос. Черноморский, Краснодарский край)
Николай Звягинцев (пос. Вишняковские дачи, Московская область — Игорь Иртеньев (Москва)
Евгений Бунимович (Москва) — Анатолий Найман (Санкт-Петербург)
Михаил Нилин (Москва) — Андрей Черкасов (Челябинск)
Игорь Караулов (Москва) — Сергей Круглов (Красноярск)
Михаил Айзенберг (Москва) — Максим Амелин (Курск)
Андрей Чемоданов (Москва) — Амарсана Улзытуев (Улан-Удэ)
Данила Давыдов (Москва) — Григорий Петухов (Екатеринбург)
Дмитрий Веденяпин (Москва) — Ирина Ермакова (Керчь)
Людмила Вязмитинова (Москва) — Дана Курская (Челябинск)
Наталия Азарова (Москва) — Дмитрий Бак (Елизово, Камчатская область)
Всеволод Емелин (Москва) — Аркадий Штыпель (Каттакурган, Самаркандская обл.)
Андрей Грицман (Москва) — Евгений Попов (Красноярск)
Непременная составляющая цикла — эссе о Москве, которые герои вечера готовят заранее.
30.11.2021, 1080 просмотров.