Запах мороженого
О том, что существует Москва, я узнала в раннем детстве: папа из командировок привозил бананы и мандарины. В Воронеже в ту пору их не было. Москва представлялась загадочной банановой республикой. Мне было десять, брату — восемь, мама решила показать нам столицу. Она сказала: «Сразу предупреждаю — едем всего на три дня, в магазины заходить не будем, только музеи». Я хотела спросить про бананы, но осеклась. Марафон по музеям напоминал калейдоскоп — мы побывали почти во всех местах, входящих в список для туристов, кроме музея Революции и мавзолея, где я так до сих пор и не отметилась.
С тех пор Москва для меня стала
Столица затянула меня в свое жерло гораздо позже, на фоне внезапно выросшей стены перед глазами, пустыни вокруг и чувства невыносимой внутренней жажды. Все это было понято как острое желание общения с людьми, говорящими со мной на одном языке.
Я очутилась в здесь не потому, что однажды влюбилась в этот город. Не для того, чтобы заниматься наукой и медицинской карьерой, а исключительно
Москва для меня — запах. Запах живет в воздухе. Значит, Москва — воздух. Впервые приехав сюда, при входе в метро я ощутила запах мороженого. Причем совершенно определенного — не помню названия — в форме цилиндра, облитого сверху не шоколадной, а непонятно из чего сделанной
Теперь московский запах смешался для меня с запахом операционной. Почти каждый день поднимаюсь на шестнадцатый этаж оперблока, иду по залитому солнцем коридору, и у меня возникает ощущение полета. Этот коридор кажется мне солнечным, даже если на улице дождь, и я смотрю на Москву, замкнувшуюся вокруг меня привычным пейзажем. Вдалеке виднеются золотые луковки Кремля, вблизи — синий купол мечети, везде — внезапно вырастающие как грибы в лесу каблуки
Большую часть времени я провожу на работе, иногда — на художественных выставках, редко — на литературных вечерах, куда, как правило, за отсутствием сил и времени еду на автомобиле и в его окно вижу не Москву, а как будто прокручиваю кинопленку, где кадр за кадром — город. На землю, в
Изредка спускаясь на московскую землю, я каждый раз возвращаюсь домой в состоянии некоторого шокирующего удивления. Сверху, из оперблока, не видны новорожденные шлагбаумы, о которые разбиваешь себе живот, новая плитка, съедающая воздух, широкие тротуары, придающие центру
Тем не менее, я люблю Москву гораздо больше всех тех городов, где
Как можно надышаться Замоскворечьем,
В этом городе люди живут стаями. В этом городе многое могло бы случиться, но не случилось: потому, что все слишком заняты, слишком хорошо научились жить одним днем и с годами закалили чувство самосохранения. Здесь живут
Каждый раз, проскакивая в раскачивающиеся двери метро, я непроизвольно ловлю запах мороженого. Бывают дни, бьющие в нос лишь затхлостью. Но иногда… я его нахожу — запах того самого мороженого из детства.
Ирина Котова
Исчерпывающее описание несуществующего объекта
На крутом обрыве, на стрелке реки Москва и речки Неглинной расположился город, названный по первой, более широкой реке. А сама река была названа так еще в палеолите, когда через Неглинную было перекинуто бревно, обеспечившее местным неандертальцам благополучный переход на другую сторону речки, кишевшей квакающими лягушками.
Успехи генетики позволили совсем недавно разобраться в особенностях психики и темперамента современного, так называемого коренного, москвича. Оказалось, что в геноме обитателей Кремлевского холма, да и остальных холмов столицы содержится не менее четырех процентов генов неандертальцев, поселившихся здесь еще в допотопные времена. Эти неандертальцы отличались особым скудоумием и склонностью к расчленению себе подобных для приготовления рагу из их филейных частей. Четыре процента — это вовсе не так и мало, например, современный коренной москвич отличается от шимпанзе Коли из зоопарка на Пресне
Москвичи пережили невиданное количество войн, оккупаций, пожаров и наводнений. Кто только не сжигал Москву! Владимирцы, рязанцы, новгородцы, муромцы, тверитяне, несколько раз сами москвичи — лучше всего это у них получилось благодаря военному гению Кутузова. Иностранцы, впрочем, тоже любили поиграть со спичками — в XIV веке Москву сжег татарин Тохтамыш, в XXI веке Измайловский рынок по неосторожности сожгли киргизы.
Раз уж зашел такой разговор, посмотрим на национальность коренного москвича. Среди них — огромное количество татар, несколько меньше украинцев и казахов. В районе Армянского переулка концентрируются армяне, на Пресне проживают коренные евреи и некоренной Церетели. Было бы несправедливым не отметить и некоторое количество коренных русскорожденных и русскоязычных москвичей, хотя трудно назвать этот язык русским. Скорее, это белорусский язык с его кАровой и мАлАком, с некоторой примесью американского языка — с его Акей и Вау!
Кроме национальности, от других жителей России москвича отличает лень, на которую, впрочем, у него всегда не хватает времени. Москвичу приходится по нескольку часов в день проводить в транспорте, до крыши заполненным провинциалами, приехавшими в Третий Рим в карьерных соображениях — давно замечено, что среди начальства всех уровней коренных москвичей практически нет. Родился и недолго жил в Москве царь Петр Великий, прославившийся изничтожением огромного количества москвичей, а еще мэр Лужков, который потерял доверие одного крупного немосквича и был сослан на пасеку.
И хотя коренной москвич теряет много времени в дороге на службу, он никогда и нигде не работает. Ведь нельзя же назвать работой просиживание штанов от «Армани» в офисе страховой компании или набор на компьютере рекламных текстов о мази против грибка ногтей? При этом денег москвич получает больше, чем в других поселениях державы, но этот довесок тратит самым неразумным способом, покупая никому не нужные бумажные книги, в то время как все нормальные люди (в скобках — то есть немосквичи) давно перешли на эсэмэс, скайп и чат.
Коренной москвич не умеет одеваться. Особенно коренные москвички. Замуж они выходят без свадебного платья, а чуть ли не в джинсах, летом вместо положенных лабутенов бегают во вьетнамках, причем даже без стразов! Они крайне редко делают пирсинг пупка, и вполне можно встретить москвичку без татуировки.
Коренной москвич хорошо знает, что из дверей магазина или вагона метро нужно первым выходить именно выходящему, а не вламываться входящему. Однако поскольку входящий, а это всегда немосквич, которых в Москве подавляющее большинство, первым именно и вламывается, то и москвич в последнее время прет как попало, уподобляясь самому последнему ЧМО. В Москве эта аббревиатура расшифровывается как «человек Московской области».
В любви коренные москвичи крайне непатриотичны и женятся, как правило, на немосквичках, а коренные москвички выходят за немосквичей, потому что пик влюбляемости приходится на студенческие годы, а москвичи поголовно имеют высшее образование. Учащиеся вместе с ними очаровательные немосквички и мужественные немосквичи легко обгоняют медлительных москвичей в призовом забеге. В итоге от этих браков рождаются новые коренные москвичи, в генах которых хорошо еще, если пятьдесят процентов московских. В последующих поколениях этот процент закономерно падает и можно смело сказать, что современный коренной москвич с генетической точки зрения является стопроцентным немосквичом.
Этот немосковский коренной москвич напоминает самые известные символы Москвы, а именно находящиеся в Кремле
Теперь купаться москвичу негде. Он может, конечно, доехать до так называемого Серебряного Бора и через толпу немосквичей
Одним боком на эту Красную площадь выходит сооружение Кремль, где и обитает сама Власть. Символично, что и Кремль построил итальянский немосквич Фиораванти, как и большинство других храмов, расположенных в Кремле. За важным исключением — храм коммунистической религии Дворец Съездов построил, разумеется, немосквич, но
И если уж мы снова вспомнили о власти, закончим это исследование кратким описанием политических пристрастий коренного москвича. Более чем кратких, потому что, к сожалению, выяснить их невозможно. Как показали последние выборы, имеющие четкие политические пристрастия москвичи давно уехали за границу, а все остальные — на дачу.
Петр Образцов
* «Москва и немосквичи» — цикл литературных вечеров «Культурной Инициативы» предполагает знакомство с Москвой с помощью разных оптик: поэтов, писателей, критиков и других творческих людей, как родившихся в Москве, так и приехавших в столицу из других мест.
Гости не только читают стихи, но и рассказывают о своей Москве. Вечера проходят в клубе «Дача на Покровске» и в Московском городском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которые располагаются в имеющем богатые литературные традиции доме Телешова, в историческом центре Москвы, неподалеку от того места, где когда-то находился знаменитый Хитров рынок, описанный Гиляровским.
В качестве «москвичей и немосквичей» уже выступили такие столично-провинциальные пары:
Юрий Арабов (Москва) – Алексей Королев (Загорск)
Анна Аркатова (Рига) – Сергей Гандлевский (Москва)
Геннадий Каневский (Москва) – Бахыт Кенжеев (Чимкент)
Инна Кабыш (Москва) – Олег Хлебников (Ижевск)
Дмитрий Данилов (Москва) – Инга Кузнецова (пос. Черноморский, Краснодарский край)
Николай Звягинцев (пос. Вишняковские дачи, Московская область – Игорь Иртеньев (Москва)
Евгений Бунимович (Москва) – Анатолий Найман (Санкт-Петербург)
Михаил Нилин (Москва) – Андрей Черкасов (Челябинск)
Игорь Караулов (Москва) – Сергей Круглов (Красноярск)
Михаил Айзенберг (Москва) – Максим Амелин (Курск)
Андрей Чемоданов (Москва) – Амарсана Улзытуев (Улан-Удэ)
Данила Давыдов (Москва) – Григорий Петухов (Екатеринбург)
Непременная составляющая цикла – эссе о Москве, которые герои вечера готовят заранее.
21.12.2016, 4647 просмотров.