Завершающим мероприятием многодневного марафона Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО в Москве стал сбор кураторов московских литературных клубов и салонов, состоявшийся вечером Пасхального воскресенья 15 апреля в магазине «КнигИ в Билингве». Под шапкой «Общий сбор/Вся Москва» в этот вечер выступили представители 13-ти московских литературных институций, при этом перед их кураторами стояла задача сформулировать концепт бытования, тут же иллюстрируемый чтением специально приглашенных ими для этой цели авторов.
Надо отдать должное кураторам: каждый из них по-своему, но искренне и образно выразил общую идею о том, что главное в их деле – умение отслеживать бытование литературного процесса, дав возможность проявиться тому, что будет понято и объяснено спустя время. Игорь Сид ( «Крымский геопоэтический клуб», читал – на английском языке – Дэвид Вонсбро) назвал то, чем занимается его клуб, – «интеллектуальными играми», суть которых ускользает от понимания, а Георгий Векшин (проект «Полиграфомания», читала Татьяна Мосеева) – рассуждал о счастье жизни среди коллектива, самоорганизующегося в ходе реализации творческих путей входящих в него людей. Юрий Цветков (проект «Культурная Инициатива», читал Николай Звягинцев) обозначил изначальную принципиальность отсутствия «глобальных задач» и установку на отображение того, что происходит в литературном процессе.
Андрей Тавров (проект «Русский Гулливер», читал Сергей Строкань) говорил о мистических выходах за пределы текста и литературы, о расширении проекта вплоть до интернет-телевидения. Александр Курбатов (галерея Гельмана) – об «Особых мастерских», работающих с детьми-аутистами. Вслед за этим поэт Валерий Силиванов с экрана ноутбука продемонстрировал взрывающемуся аплодисментами залу свои анаграммы, проиллюстрированные наивными рисунками детей. А Николай Байтов (Клуб литературного перформанса «Премьера», читал Александр Курбатов) заявил, что представляемая им институция была официально закрыта в 2006 году, что не мешает ей жить своей, по его выражению, «фантомной» жизнью, время от времени порождая события и мероприятия.
Алексей Сосна мифологизировал представляемый им Зверевский центр современного искусства (читал Виктор Санчук): в качестве года фактического основания им был назван аж 1957! Именно тогда состоялось событие, с которого, по его мнению, началась история этого действительно одного из старейших московских литературных клубов: Анатолий Зверев в Милютинском парке читал Венидикту Ерофееву стихи Велимира Хлебникова. Гораздо более молодой, но, тем не менее, также один из старейших, хотя и относящийся уже к новому времени, московский литературный клуб – «Классики XXI века» представил своим чтением Сергей Соколовский, повеселив публику заявлением, что в отсутствии куратора читать
Завершая парад кураторов, Юрий Цветков сказал также, что проект «Культурная Инициатива» во многом наследовал Евгению Бунимовичу – в его работе по объединению и структурированию литературного пространства. К этому хотелось бы добавить, что большая работа в этой области проделана также отсутствовавшим по объективным причинам на вечере Дмитрием Кузьминым, ныне возглавляющим журнал «Воздух», а ранее – Союз молодых литераторов «Вавилон», главным редактором газеты «Литературная жизнь Москвы (1997-2002), значение которой для современной литературной жизни трудно переоценить.
В заключение вечера присутствующие могли убедиться, что „фантомная“ жизнь Клуба литературного перформанса „Премьера“ продолжает продуцировать вполне реальные и весьма материальные вещи. От имени этого клуба Светой Литвак было объявлено о вручении – за номером 19 – премии „Бродячая собака“. Она вручается как участникам, так и посетителям литературных мероприятий, и на этот раз выражалась в сумме 4 600 рублей, которая и была роздана в равных долях некоторому количеству людей. Так что, как сказала Света Литвак, „ходите на литературные мероприятия и по мере желания и возможностей участвуйте в них“.
Людмила Вязмитинова
02.05.2012, 5547 просмотров.