В рамках программы Всемирного дня поэзии по версии ЮНЕСКО
Вечер первый
21 марта, в ознаменование Всемирного дня поэзии, «Культурная Инициатива» провела в «Даче» на Покровке традиционный вечер лауреатов прошлогодних поэтических премий – вернее, первую его часть (вторая прошла днем позже в «Билингве»).
После обязательной получасовой задержки Данил Файзов пригласил к микрофону лауреата премии журнала «Знамя» – Марию Степанову. Ее выступление предварила кратким словом о премии Евгения Вежлян. Степанова получила награду за подборку стихотворений «Девушки поют», а читала из только что вышедшей книги «Киреевский»:
Когда на стол под полку
Поставят десяток блюд,
Когда затеплят елку
И аве запоют,
Когда ледяную корку
Копытом пробьет верблюд –
Ни золото, ни ладан,
Ни смирна, ни смола
Не справятся с гладом и хладом,
А значит, ты лгала.
Не стой, не стой над этой кустой,
Не перебирай корней.
Я край одежды давно пустой,
Земля лежит на ней.
В целом поэзия Степановой по-прежнему явно тяготеет к «возвышенному» полюсу, продолжая при этом инкорпорировать фольклорные интонации и стилизованное просторечие, – на эту мысль наводит и ее стихотворение «Как могут», которым она завершила выступление: не слишком характерный для Степановой «одически-приподнятый» верлибр (собственно, в «Большом городе» он был напечатан с надзаголовком «Ода»).
Вечер продолжил лауреат пермского фестиваля SlovoNova Лев Рубинштейн, прочитавший один из своих знаменитых «карточных» текстов – «На этот раз…» 1987 года. Куратор SlovoNova Андрей Родионов не смог присутствовать, но прислал короткий текст о фестивале и его лауреате.
После этого настал черед «Русской премии». К микрофону вышла автор идеи премии – Татьяна Восковская. «То, что поэт Наталья Горбаневская является лауреатом „Русской премии“ – это большая честь для конкурса», – сказала она. С Горбаневской, живущей в Париже, связались по скайпу (отсылка к одному из вечеров цикла КИ «Спасибо скайпу», когда Наталья Евгеньевна представляла свою книгу «Круги по воде»). Горбаневская прочитала несколько стихотворений 80-90-х годов.
Ты, Боже, Сыне Человечий,
коли решил на эти плечи
ярмо с бубенчиком надеть,
не отпусти меня свободной,
не попусти в ночи холодной
душе моей заледенеть.
Не смогли присутствовать на вечере организаторы премии «Московский счет». «Но вы же и так о ней все знаете», — заметил Юрий Цветков, оглядывая гостей, многие из которых, действительно, являются участниками голосования этой цеховой премии. Стихи победителя в главной номинации Владимира Гандельсмана, живущего в Нью-Йорке прочитал Александр Гаврилов.
Екатеринбургскую премию «ЛитератуРРентген» представил текст Василия Чепелева: куратор подчеркнул, что с прошлого года премия, ранее предназначенная для нестоличных поэтов, включила в свою орбиту Москву и Петербург, и что это решение стало ответом на повышение премией «Дебют» возрастного порога до 35 лет включительно. Таким образом, «ЛитератуРРентген» остается единственной премией для поэтов до 25 лет. Далее Чепелев в превосходных тонах охарактеризовал лауреата 2011 года – Ксению Чарыеву ( «Ксения обладает необходимейшим для лирического поэта и вместе с тем редким качеством: она чувствует чужую боль, и поэтому ей есть что сказать»). Чарыева прочла три стихотворения 2009–2011 годов.
в бесчестном тень свободы то ли гноя
откуда ни возьмись мечеть огня
ах весь я поднебесье проливное
кой-где сведенное стенами четырьмя
безапеляционный залп циана
из чопорных орудий трескотни
зачем же мне мерещится поляна
коврижное попробуй догони
спаси и сохрани чтоб без обмана
и мой сурок за ним – в твоём альбоме,
едва поющий,
как родник
Вообще – очень хотелось бы уже увидеть книгу Ксении.
Волошинская премия, связанная с Международным Волошинским фестивалем в Коктебеле, фигурировала на вечере дважды. Сначала специальную Студенческую премию, о которой рассказал Дмитрий Бак, представил лауреат Андрей Василевский, бесстрастно прочитавший несколько стихотворений из своей последней книги «Плохая физика», а также несколько новых текстов: «рустам обещает маше любовь до гроба / и левый правому говорит / „я с тобой в одну яму не лягу“ / но лягут оба». Затем Андрей Коровин рассказал об основной премии, вручаемой с 2008 года, и перешел к нынешнему лауреату: «Мне кажется, что от книги к книге Мария Ватутина становится очевидно все более крупным современным поэтом». Поэтесса поздравила собравшихся с профессиональным праздником ( «мне иногда кажется, что вы и есть мой трудовой коллектив») и прочитала большой и патетический цикл стихотворений «Невозможные письма любви» – писем женщин, любивших Петра Великого – Евдокии Лопухиной, Анны Монс, Марии Кантемир, Марты Скавронской.
Возвращаясь к «Московскому счету», организаторы вечера связались по скайпу с еще одним призером – Алексеем Цветковым, живущим в Нью-Йорке. Алексей Петрович прочитал два недавних стихотворения, примыкающих к его постоянной проблематике скепсиса по отношению к власти и божественному, а закончил выступление, «в порядке бреда», стихотворением, которое написал только что, пока ждал звонка от «Культурной инициативы». Текст, озаглавленный «баллада канатчиковой дачи», на наш взгляд, ритмически и семантически отсылает к пастернаковскому стихотворению «В больнице» и переосмысляет некоторые его мотивы:
внезапно он впал в непонятки
и был на лечение взят
в приют где крутые порядки
лет может быть сорок назад
сестра выдавала таблетки
для восстановления сил
хранил их в бумажной салфетке
и новых исправно просил
<…>
и мир показался понятным
известным как меньшее зло
с жестоким режимом палатным
расстаться ему повезло
он вырвался заживо с дачи
где дух у иллюзий в плену
а может все было иначе
и только казалось ему
что прежняя жизнь продолжалась
что осени краски пестры
и лишь мимолетная жалость
мелькнула в глазах у сестры
Затем были представлены награда «Глобус», учрежденная журналом «Знамя» и, свежеучрежденная итальянская премия Данте Алигьери. Лауреатом обеих наград за 2011 год стала Ольга Седакова. Поскольку Ольга Александровна не смогла присутствовать на вечере, ее стихи прочитал Юрий Цветков.
Последним в этой части смотра премий выступил прошлогодний стипендиат Фонда Иосифа Бродского – Дмитрий Веденяпин. Напомним, что он же стал лауреатом «Московского счета» в 2010 году. Общим настроением его выступления стала некая торжественность ( «Ритм не держит ритм – и только страх, / Не смущаясь немотою зала, /
В белых электрических лучах / Впечатляет с самого начала»), мастерски выдержанная и проведенная. От завершающего стихотворения «Упование сыроежки», если судить только по заглавию, можно было ожидать схождения в иронию, но это не так:
И сказал сыроежковый Иезекииль:
«Вот я видел, как в плоть облекается гниль,
В чащах правды под елками греясь»…
Над болотом яснела и хмурилась мгла,
Между кочек в чернике, краснея, росла
Сыроежка, лучась и надеясь.
И напрашивается сопоставление с «Одой одуванчику» Владимира Гандельсмана.
Завершилось все действо традиционно фуршетом, который можно назвать и пиром. Но автор этой заметки довольно скоро покинул «Дачу» – и чем там все по-настоящему завершилось, сказать не может.
Лев Оборин
Вечер второй
22 марта в рамках программы Всемирного дня поэзии по версии ЮНЕСКО в магазине «КнигИ в Билингве» состоялась вторая часть вечера поэтов-лауреатов 2011 года. Часть вторая – потому что премий неожиданно оказалось довольно много, и включить все в программу одного вечера
«Культурная Инициатива» никак не могла.
Вечер открыл Евгений Лесин, лауреат игровой премии «Живая Вода», проникновенно прочитавший стихотворение, посвященное «Pussi riot», с рефреном «Освободите же девчат».
Стоит отметить, что премиальный процесс 2011 года подложил организаторам изрядную свинью: большая часть лауреатов проживает не в Москве, а многие даже и не в России. Например, лауреаты премии Antologia Мария Рыбакова, Евгений Карасев и Иван Волков живут в Сан-Хосе, Твери и Костроме соответственно.
Поэтому стихи отсутствовавших по уважительным причинам авторов читали их друзья, издатели, почитатели.
Всех лауреатов премии Antologia, а также Виталия Пуханова, лауреата премии журнала «Новый мир», представил главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский, сказавший среди прочего, что «Пуханов пишет нарочно плохие стихи, но так, что они становятся хорошими».
После чего тезис проиллюстрировали Данил Файзов и Юрий Цветков на правах старых друзей Виталия.
Отрывки из романа в стихах «Гнедич» Марии Рыбаковой озвучила Евгения Вежлян, редактор отдела прозы журнала «Знамя».
Эмоционально выступил представитель Львовского книжного форума Андрей Явный, прочитавший стихотворение лауреата премии «Поэт» Виктора Сосноры «Ты, близлежащий, женщина. Ты враг».
Стихи Ивана Волкова ( «Коттерие», «Не называй меня Алешей…») и Евгения Карасева ( «Проверка») исполнил Всеволод Емелин, подружившийся с первым автором на фестивале «Киевские Лавры», а со вторым — на проводимом Волковым фестивале «Костромские каникулы». Затем Емелин, являющийся первым лауреатом премии Геннадия Григорьева, прочитал стихотворение обладателя Григорьевской премии 2011 года киевлянина Александра Кабанова с характерным названием «Боевой гопак».
Также на вечере прозвучали стихи лауреата премии «Дебют» Андрея Баумана, лауреата Малой премии «Московский счет» Наты Сучковой и лауреата премии Белого Андрея Полякова
Завершил действо Аркадий Штыпель, победитель последнего сезона Московского Слэма, чей раскатистый голос был слышен в самых дальних уголках «Билингвы».
После чего собравшиеся поздравили присутствующих авторов во время традиционного неформального общения.
Дмитрий Черкашин
премиальные истории, День поэзии, Билингва
19.04.2012, 5128 просмотров.