БАРХАТНАЯ ПОДЗЕМКА
Записки участника и слушателя
20 октября в клубе «Билингва» состоялась презентация новой книги стихов известного московского поэта Владимира Аристова «Имена и лица в метро», вышедшей в издательстве «Русский Гулливер». Несмотря на некоторую чопорность (что определялось, в основном составом публики — коллеги Аристова по научной работе), вечер получился необычный. Тем, что в структуре и ритме вечера отразились ритмы и структура стихов Аристова. Было замечено даже слушателями, далёкими от литературы.
Аристов как поэт стал широко известен в последнее десятилетие, хотя московская читающая публика неплохо знала его стихи и в 80-х. В причудливой, ступенчатой, урбанистической поэтике, в приглушённых звуках, больше похожих на эхо, чем на собственно звук, было непростое сходство (сходство-отталкивание) с земляной поэзией Геннадий Айги. Но Аристов познакомился со стихами Айги довольно поздно — когда его онирические образы приобрели свою уникальную архитектонику.
В 2009 году в ИНА-ПРЕСС вышел том «Избранные стихотворения и поэмы». Этот почти квадратный коричневатый сборник давал представление о поэте в полный рост: начиная со стихов семидесятых годов ( «Я пересчитывал людей на нынешней войне»). «Имена и лица в метро» — книга стихов, и тем кажется мне ценнее избранного. Эта книга обладает выраженным характером — начиная от оформления и заканчивая особенностями композиции. Это строгий, но и обволакивающий, нежный характер. Характер долгой беседы с другом в дождливый день, характер глубоких воспоминаний.
Оформление книги нарочито неброское, и однако эта слишком подчёркнутая неброскость (каменно-серые понтоны обложки) сразу же приковывает к себе внимание. Открываешь книгу — и входишь в метро. Или в какой таинственный подземный ангар, из которого выйдешь лет через тысячу. Как перед сном, проплывает в замершем мозгу география любимых пространств.
Автор предисловия — Андрей Тавров. Любопытно, что предисловие к вышедшему в начале 2010 г. «Часослову Ахашвероша» Андрея Таврова написал Аристов. И это не просто жест, это звено в очень крепкой связи. Осенью 2009 г. в галерее «Stella Art Foundatoin» в рамках поэтического проекта (который тогда вёл Евгений Никитин) состоялся вечер Таврова и Аристова. Эти поэты через многие головы заметили друг друга.
Вступительное слово Андрея Таврова было насыщенным и довольно обширным. Это было приготовление к слушанию — как к ритуалу. Тавров особенно тщательно остановился на том, как живут имена в поэзии Аристова — отталкиваясь от названия. Обрисовал кольцевую дорогу/кольцевую линию композиции книги. После приступили к слушанию.
Аристов читал/читает в манере серебряного века: со всплеском интонации в конце тропа и строки, немного форсированным голосом. Это классическое авторское чтение. Со слуха эта поэзия воспринимается не сразу. Поэт, раскрыв страницы книги, продемонстировал слушателям причудливую графику строф. Они действительно отчасти напоминают нотную грамоту.
Чтение было в два отделения. В первом — тексты более личные, наполненные воспоминаниями и деталями, тающими в метрошной мгле. Во втором — тексты аристовской поэтической картографии. В основном, Средиземноморье. Однако был и австралийский цикл, и Нью-Йорк, и московские кварталы. То, что разделение строго не соблюдалось (например, австралийский цикл был в конце первого отделения), придало вечеру чувство оживляющей неуверенности. Ближе к перерыву выступила и сказала примерно то же, что выше написала.
После чтения возникли вопросы. В частности, связанные с теорией времени (научная тема Аристова).
В один момент загадала: сейчас прочитает «Тропой Рильке» (одно из лучших, на мой глаз, в книге). И точно. После вечера осталось ощущение путешествия во времени (на побережье Адриатики, к Рильке?).
Наталия Черных
01.11.2011, 5969 просмотров.