Лера Манович
4 мая в Музее Серебряного века состоялась презентация сборника стихов Вадима Месяца «Уайнхаус» (Квилп Пресс, 2022). Книги у Вадима выходят с завидной периодичностью, но «Уайнхаус» — первая, состоящая только из верлибров. «Уайнхаус» — не книга стихов, а сборник хотя бы потому, что в нём представлено несколько манер письма.
— Ритмический рисунок верлибра довольно однообразен, нельзя целый час читать верлибры, — сказал Вадим и начал вечер с песни о стареющем Казанове, которая звучала вполне автобиографично.
Стихи из «Уайнхаус» тоже рассказывали некоторую личную историю. Несколько стихотворений посвящено детству, которое автор готов «продать как Тарковский или граф Толстой», чтобы купить «навороченный внедорожник». Тексты полны реминисценциями из юности, полной приключений: «Запомни меня героем, / человеком, ржавшим всю жизнь над / понятием стресс и вдохновение, / который пережил всех своих друзей, / потому что с упорством дурака верил в будущее…». В книге есть посвящения Елене Шварц и поэту из Сербии Саше Петрову.
Тексты «Уайнхаус» близки к прозе. Их можно разделить на лирические и нарративные. Дополнительную поэтичность в эту «прозу жизни» вносят мистические,
Факты биографии в книге мешаются со сновидениями, с фрагментами несуществующих кинофильмов. В текстах (и это относится не только к книге «Уайнхаус») Вадим Месяц часто обращается к своим детям: Артёму, Варваре и Даше. «Я устал проходить сквозь стены. / Лучше всего гулять / в освещённых местах души, / и если их нет у меня, / они есть у тебя, дочь Варвара». Сын Артемий Месяц участвовал в вечере, исполнив на фортепиано два произведения собственного сочинения. Сделано это было весьма талантливо, некоторые матёрые литераторы в зале прослезились.
Помимо стихов из книги «Уайнхаус» на вечере прозвучали новые рифмованные стихи о любви и родине. Стихотворение «Убеги из Москвы» в последнее время стало визитной карточкой Месяца. «Убеги из Москвы, / прокляни тополя на Плющихе, / погребённые реки, незримость Никитских ворот, / где влачат свою жизнь / проститутки, маньяки и психи. / И дымит самокрутками / пришлый рабочий народ. // Убеги из Москвы, / разорви полосу притяженья, / преклони свою голову, / но не теряй головы. / Ты любил этот город / до полного самосожженья. / И теперь он сгорел, / чтобы ты убежал из Москвы».
«Достояние империи» из сборника «Имперский романсеро» в новой повестке дня тоже звучало удивительно актуально, но при этом было не лишено фрейдовской нотки: «Червём богата пашня наша. / В отвале вспаханной межи… / Они шевелятся, Наташа! / Какие крупные, скажи…»
Возвращаясь к книге «Уайнхауз», процитирую одноимённый верлибр:
В вечность можно войти
с единственной песней.
Спеть одну песню и сдохнуть.
Пусть за тебя допоют
примадонны с внешностью продавщиц.
Вадим одной песней не обошёлся. Кроме популярных, ставших уже народными песен «На войне», «Цыгане увели моих коней», «У деревни Мельники» и других, на вечере прозвучали три блюза, шотландская баллада «Генри Ли» и песни Тома Уэйтса в переводе самого Вадима. Вечер завершился зажигательным блюзом «Ты изменяешь мне», подробно описывающим сексуальную связь жены героя с доставщиком пиццы. Такого стены Музея Серебряного века ещё не слышали.
Презентация, Музей Серебряного века, Вадим Месяц
21.05.2023, 764 просмотра.