Илья Плохих
Презентация книги Валерия Витальевича Лобанова «Лёгкое бремя» прошла 21 апреля Музее Серебряного Века. Начать предполагалось в семь вечера. Столичное поэтическое сообщество давно привыкло к тому, что заявленное время сбора гостей редко совпадает со временем начала мероприятия, и виновниками этого обычно становятся сами гости, по разным причинам часто опаздывающие на официальную часть. На этот раз гости заняли свои места вовремя, а вот автор сильно задерживался. Такси, в котором он ехал с экземплярами презентуемой книги, развернули правоохранители — в районе Манежной площади, где на то же время было назначено другое мероприятие, протестное. «Виноваты мятежники», — как бы шутя, извинялся за опоздание Валерий Лобанов. Извинений, впрочем, никто не требовал, ибо судьба поэта в России, каким бы «тихим» он ни казался, неотделима от происходящего в его стране.
Книга «Лёгкое бремя», выпущенная в свет издательством «Волшебный фонарь» в
Кроме стихотворений, книга «Лёгкое бремя» содержит в себе вступление, по сути эссе, Павла Крючкова и послесловие Марины Кудимовой. Оба рецензента, говоря о поэзии Валерия Лобанова, так или иначе прибегают к словам «изысканная», «изысканность». При этом каждый вносит своё важное уточнение: Павел Михайлович говорит об изысканности «в самом тихом смысле слова», Марина Владимировна — об изысканности «до ювелирности незаметной», имея в виду форму произведений. Разными словами оба говорят о нехолодной и нерассудочной поэзии Валерия Лобанова, об его искренности: «Исповедальная доверительность лобановских стихотворений, этих его — то нежных, то горьких сказов — уже двадцать лет участвует в примирении меня с сами собою, с терзающим душу секулярным, обезбоженным и обезвоженным миром» (Павел Крючков); «…сегодняшний Лобанов едва ли не самый пронизанный любовью и милостью поэт» (Марина Кудимова). К месту будет именно здесь процитировать и произнесенное на презентации: «Игуменская прямота изливается с любой страницы этой книги. Валерий показывает жизни во всей её трагичности» (Владимир Ерохин, директор издательства «Волшебный фонарь»).
Хороших слов о стихах Валерия Лобанова, о его новой книге, о нём лично было сказано много. Друзья, коллеги, поклонники поэта не единожды связали то, что он делает в собственном творчестве и для пропаганды творчества других, бесспорно достойных этого, авторов, с его основной профессией —
В течение поэтического вечера прозвучали не только
О Валерии Лобанове принято говорить и думать, как о поэте, стартовавшем в зрелом возрасте и неостанавливающемся в своём творческом росте. Радостно согласившись со второй частью этого утверждения, сообщаю, что его первую часть опровергает рассказ человека, который дольше (51 год) и лучше всех знает Валерия Витальевича, — его супруги Ольги Александровны Лобановой, автора чудесных, не побоюсь этого слова, живописных работ. С её слов, сочинять Валерий Витальевич начал ещё в детстве, заразившись от сборника стихотворений Сергея Есенина, а будучи студентом, публиковал в вузовской газете «полноценные и замечательные» стихи. «Собственно говоря, нам трудно представить свою жизнь без поэзии. — сказала Ольга Александровна, — Валера живёт стихами. Чем бы он ни занимался, он всегда пишет».
На этих словах, обещающих нам радость и грусть от будущих стихов Валерия Лобанова, и следует остановиться. Но закончим его стихами из книги.
Мать
Возвращалась в тихую, лесную
сторону, где дом стоит родной.
Ездила в больницу областную,
в невеликий город областной.
Передачку привезла простую —
три лепёшки, лук и самогон,
банку шпрот, пяток яиц вкрутую,
и — улыбка вспыхнула вдогон.
Ночевать у брата не осталась,
в дальнее поехала село,
хоть пурга кружила и металась
и дороги все перемело.
Два часа в автобусе стояла,
час — пешком, измучилась совсем.
Над посадом сутемень стояла,
к дому подходила ровно в семь.
А в избе хозяйничает стужа.
Болен сын болезнью лучевой.
Выцвела. Похоронила мужа.
О любви не помнит ничего.
***
Я не вижу, кто там приближается
с пушкой, с ядом, с кинжалом кривым…
Я живу, и пока продолжается
праздник жизни —
я буду живым.
Я не ведаю, как именуются
эти дали, туманы, жнивьё…
Пусть деревья под ветром волнуются,
пусть волнуется сердце моё!
Пусть душа наливается колосом!
Пусть на небе горят огоньки!
Я хочу говорить чистым голосом,
в чистом поле,
у чистой реки.
Слово
Всё зависит от слова, от жеста,
потому что, блуждая в словах,
человек превращается в тесто,
человек превращается в швах.
Он спивается, он колобродит,
всё новеллы свои не издаст,
всё дорогу свою не находит,
всё семейный очаг не создаст.
Расцветает весна, как невеста.
Человеку нельзя одному.
И не деньги, не власть и не место, —
только слово поможет ему.
03.05.2021, 528 просмотров.