Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация книги Татьяны Полетаевой «Белая тетрадь» (М.: ОГИ, 2019)

Наследуя себе

И вот что удивительно — нет, замечательно! — Татьяна Николаевна Полетаева очень хорошо, хоть и тихо, читает свои стихи. Курсив не случаен. Давным-давно некий критик, написал антиокуджавскую статью «Инерция аккомпанемента», и хоть он был изрядный недоброжелатель, а заметил верно. В случае Татьяны Полетаевой всё совсем не так — её стихи остаются отличным образцом классической русской поэзии и без гитарного сопровождения.

Этот вечер состоялся в Музее Серебряного века, попросту — в доме Брюсова, в начале октября 2019 года, знаменитого своими московскими процессами и несусветной осенней теплотой. Микрофон не работал, и хорошо, потому что слушателям пришлось притихнуть и не переговариваться, чтобы услышать негромкий голос поэта. Мне было проще, я сидел близко, а жил когда-то недалеко от сада ЦДСА (Центральный дом Советской армии), и мне лучше других было понятно, как

Я тоже любила, зажмурив глаза,
Взлететь высоко над оградой,
И сверху увидеть весь сад ЦДСА
С прудами и летней эстрадой.

(«Качели»)

Пруды недавно закатали в бетон — нет, не целиком, а только берега, и из старинного, заросшего осокой и всяким кустарником пруда изготовили тупой регулярный водоём, но музыка этих её «Качелей» останется навсегда и обязательно

Стареющий мальчик в пыли барахла
Прочтёт на листках, что истлели,
О том, что я тоже когда-то жила,
Любила тебя и качели.

Кого — тебя? Если говорить о реальности, то каждый знающий обстоятельства жизни (и смерти) решит, что это о покойном Александре Сопровском, поэте и отце их дочери Катерины, тоже поэта и исполнителя баллад матери. Это не обязательно, поэт может говорить вообще, «дух дышит, где хочет». Хотя в этом случае всё наверняка не случайно — слишком многое сделал поэт, философ и основатель группы «Московское время» для поэта и участника этой группы Татьяны Полетаевой. Но мы не о нём, о её стихах, хотя от перечисления участников этой действительно легендарной группы никуда не деться: Сопровский, Цветков, Полетаева, Гандлевский, Кенжеев и — не удивляйтесь, замглавного в «Нашем современнике» Александр Казинцев. Причём Бахыт Кенжеев приехал на этот вечер из-за океана, своим присутствием в качестве специального гостя подтвердив, что смерти нет и все здесь:

В светлый день Рождества
Господа Иисуса
Вспомним нежные узы
Дружбы любви и родства:
…Владимир, Лаура, Бахыт.

(«Рождественская баллада»)

Это был не просто вечер, а презентация новой поэтической книги Татьяны Полетаевой «Белая тетрадь» со слегка изумлённой вороной на обложке и в середине книги (рисовала Екатерина Полетаева). Против ожидания, ни Татьяна, ни её дочь Екатерина в тот день не пели под гитару песни на стихи Татьяны, и тогда-то и оказалась, что её «Баллада об основании Москвы» не просто прекрасная песня, а отличные стихи. Между прочим, во времена, когда была написана эта баллада, «наверху» как раз выбирали гимн Москвы, и выбрали не слишком удачно. А вот Татьянин текст и её же музыка были бы очень хороши как гимн этого города, где

Ты стоишь, как они, на сквозной полосе,
И, пока ты меня не убил,
Этот город, такой непохожий на все,
Полюби, как меня полюбил.
Этот город, в котором за восемь веков
Даже если кого не убьют-
Значит, имя отнимут.
И город Кучков
По болоту Москвой назовут…

Баллада была написана в 1993 году, а звучит, как вчера. Но и вчера, и сегодня Татьяна Полетаева пишет так же прекрасно и просто, что очень сложно. Вот из последнего:

Есть мне к кому обратиться пока
Парою фраз или парою строчек.
Месяц назад я нашла среди прочих
Писем — обрывок черновика.
Это не важно, кому я писала
Ночью одной под покровом небес
Слезы роняла и губы кусала —
Я эти письма писала себе.

(«Жизнь деревенская, или Зеркало бытия!)

Конечно, это не совсем правда. Эти письма, баллады и стихи написаны нам, благодарным почитателям таланта поэта, и другим, не знакомым с её творчеством, а потому будущим читателям уже нескольких книг. Негромкий голос, не надрывная, но точная интонация, утончённые, а иногда и самые что ни на есть смелые глагольные рифмы — всё это вместе с обаянием высокой женственности создает поэту Полетаевой славу достойного наследника…кого? Не Ахматовой, конечно.

* * *

Не стану состязаться с Анной
В высокомерии — оно мне
Не нравится. И чем гордиться?

<…>

Ей есть чем гордиться. Татьяна Полетаева настолько самостоятельна, что почти никому и не наследует. Разве что русскому фольклору, хотя бы изредка? Иногда бывает и так, но мне кажется, что она скорее сама этот фольклор создаёт, и поверьте, мы ещё услышим русскую народную песню на стихи неизвестного поэта, которые прочтут в истрёпанном томике с оторванной обложкой и вороной на пятьдесят четвёртой странице.

Пётр Образцов

Музей Серебряного векаОГИ 

06.11.2019, 1779 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru