Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Юрию Орлицкому – 65! Поэтический вечер к юбилею

Открытие 14 литературного сезона (2017/2018) 

Музей Серебряного века

День ЮБО

Солнце. Осень. Сентябрь. Фейсбук с утра предупредил, что в этот день можно радоваться солнцу, и, правда, до позднего вечера по Москве разливалось какое-то необычайное тепло, и даже ночные улицы были пропитаны белым горьким сладким солнцем праздника и человеческого присутствия.

В центре Москвы бушевал «день города», отголоски его долетали и до проспекта Мира, но мирно рассеивались перед дверью музея Серебряного века, где проходил полуюбилей (65-летие) поэта, культуртрегера, литературоведа, доктора филологических наук, профессора Юрия Борисовича Орлицкого.

Кто-то проводит смычком
По натянутым
струнам
Тишины.

( «Ночная музыка»)

До ночи этот воскресный день был насыщен какой-то смиренной душевностью. Большой человек создаёт большой мир, не только внутри себя, но и вокруг. Мир, не разъединяющий, а объединяющий. Мир, в котором не утихает даже в самые трудные и неспокойные времена ток живой жизни и свободной поэзии. Юрий Борисович Орлицкий — ЮБО — так коротко подписывается он, рассылая приглашения на фестиваль верлибра или на Сапгировские чтения.

И так радостно входить в два огромных весенних дня фестиваля свободного стиха, где лица и голоса, голоса и лица. Сдержанные, эксцентричные, напряженные, серьёзные, ироничные голоса. Стоящие впереди времени и позади условностей, свободные, как огни, голоса. Голоса-звёзды и голоса-колодцы. Голоса-камни и голоса-иголки. Голоса на время и навсегда голоса. Фестиваль верлибра — международный фестиваль свободного стиха — начатый в 1988 году П. В. Буричем был подхвачен и продолжен ЮБО.

* * *

умер
Бурич

абсолютно бессмертным
казался
и вдруг:
умер

на сколько тысяч отсеков
потопляемее стало
наше судно

Фестиваль свободного стиха — это всегда событие и со-бытие, странствующее от музея Сидура до музея Маяковского, от литературного музея на Петровке до клуба «Классики ХХI века», от Словацкого культурного центра до Зверевского центра современного искусства. От Москвы до Калуги, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары. И все это кристаллизует и объединяет один человек. В это плотное поле живого электричества современной поэзии попадают многие поэты и филологи, да и просто обычные люди, любящие литературу, которые потом становятся поэтами и/или филологами. Многие прорастают на этой благодатной почве.

Чудны дела твои:
Не устаю удивляться
Кук странно, как чудно
Устроил ты этот мир
Чудны дела твои Господи

Чу́дны
И чудны́

( «Про ударение»)

Говорить о ЮБО — это говорить о явлении в филологической науке. Так, Сапгировские чтения, возникшие благодаря энергии Юрия Борисовича в конце 1990-х на базе филфака РГГУ, исследовали (и продолжают исследовать) не только творчество Генриха Сапгира, но и сохранили для литературы уникальный голос неофициальной поэзии 1960-х, и постепенно вобрали в себя современные литературоведческие размышления и филологический анализ особенностей русского стихосложения с начала ХХ до первых десятилетий ХХI века, и даже, как мне думается, отчасти сформировали новую литературную критику. Многие поколения филологов учились и, полагаю, будут учиться любить и понимать стихи, прозу и их динамику в русской словесности по трудам Ю. Б. Орлицкого.

Но в день ЮБО звучали только стихи.

Стихи Орлицкого читали все, кто выходил на сцену. Когда один поэт читает другого — это всегда поиск совпадений. А совпадение в пространстве ЮБО очень разных и таких непохожих друг на друга людей — эта изумительная широта диапазона и его интеллектуальная насыщенность — всегда необычайно вдохновляют. Постараюсь вспомнить «малый» и очень неполный круг «Орлицкого гнезда», как назвала пришедших на вечер ЮБО филолог Мария Фёдоровна Надъярных. Тихое сияние лиц настоящего среди серебряного сияния лиц минувшего: Д. Давыдов, С. Лён, О. Федотов, Т. Данильянц, В. Коваль, Т. Михайловская, А. Орлицкая, В. Липатова, М. Надьярных, М. Павловец, Б. Колымагин, О. Асиновский, Н. Байтов, С. Литвак, М. Амелин, В. Пряхин, Н. Милешкин, Е. Таран, В. Черненко, Т. Теребинова, Е. Зейферт, В. Агеносов, О. Соломатина, Г. Зыкова, Д. Файзов, Ю. Цветков и многие другие прекрасные люди.

Поэт, художник, философ Слава Лён (в этом году его ожидает прекрасная дата -80-летний юбилей) говорил об особенностях поэтики ЮБО — сложной и сочетающей в себе не только язык современности, но и архаику, где древнерусские тексты свободно и естественно сосуществуют рядом с верлибром, создавая новые смысловые поля и расширяя пространство стиха.

Посмотрел на туфли
И заметил на них
Вчерашнюю кладбищенскую глину
(а чего бы ты хотел? —
Спрашивает Мишка, — тут, чать, не Черноземье,
Москва).

Из земли в землю
Из праха в прах.

Непостыдное и непогрешительное всем, иже в нуждах, прибежище, Владычице Пренепорочная,
Ты ми буди Заступница в час испытания.
Простерши пречистеи Твои и всечестнеи руце,
яко священнии голубине криле,
под кровом и сению тех покрый мя, Владычице.

( «Территория смерти»)

Татьяна Михайловская вспоминала о сотрудничестве ЮБО с литературным журналом «Библио-Глобус» и размышляла об образе автобуса в поэзии Орлицкого:

красивые молодые мужчины
в чёрной униформе
входят в автобус и выходят из него
на каждой остановке
быстро идут, почти бегут, по улицам
беседуют друг с другом на тихих улочках
их тьмы и тьмы и тьмы…

( «Ершалаим»)

В его стихотворениях этот образ является и внешним и внутренним.

* * *

В полупустой автобус моей жизни
Заходят случайные пассажиры.
Некоторым ехать одну остановку,
Некоторым — дальше,
Кто-то собирается сидеть до конца…

Я обману их.
Я врежусь
В телеграфный столб.

Почти всегда в поэзии Орлицкого соединяются горькая печаль и парадоксальная ирония. Но так как это был юбилейный вечер, поэтому анализ поэтики переходил (естественно и без сопротивления) в поздравления… Подарки. Стихи. Стихи-подарки. Света Литвак преподнесла стихотворение-анаграмму, сложенную из букв имени юбиляра, а Максим Амелин — стихотворение-посвящение ЮБО.

Этот вечер был похож на неторопливое путешествие по большой библиотеке, в которой все книги — любимые. И ты в предвкушении счастья переходишь от полки к полке и достаёшь именно то, что тебе необходимо именно сейчас.

А в самом конце поля
нет ни горьких трав
ни сладких
нет негорьких трав
нет несладких

Пустая одежда скрючившись
неподвижно лежит
в тени высохших трав
качаемых серым ветром
Спасибо!

Горькие травы
сладкие травы
горькие — горькие
сладкие — сладкие
Не видно полю конца

Спасибо!..

( «Спасибо, горькие травы»)

Татьяна Грауз

Музей Серебряного векаПоздравляем 

10.10.2017, 3146 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru