Акцентуация актуального.
15-го февраля в клубе «Проект ОГИ» состоялась презентация нового литературного альманаха «Акцент». Ситуация в современной литературе такова, что появление нового издания вызывает сейчас интерес гораздо больший, чем появление новых поэтов. Связано это и с тем, что изданий разной направленности у нас катастрофически не хватает (а поэтов, наоборот, и так слишком много), и с тем, что любое издание требует какой-то, пусть минимальной, классификации существующего литературного процесса. А это всегда привлекает особенное внимание в нашей нынешней ситуации смешения различных литературных направлений и поэтических техник.
Редакция альманаха, в которую на данный момент входят Кирилл Корчагин и Александр Мурашов, решает эту задачу, как написано в предисловии, путем не расширения, а сужения спектра существующих поэтик, выбора из них того, что представляется редакции наиболее актуальным. По их мнению, это отказ от «линейной нарративности и субъективизированного письма» и преобразование «системы субъектно-объектных отношений внутри текста». Для тех, кому для перевода этих определений на нормальный язык требуется толковый словарь, поясняю: культовыми поэтами для составителей и участников первого выпуска альманаха являются Аркадий Драгомощенко и Александр Скидан. Дополнительными ориентирами среди авторов «среднего поколения» – опубликованные в альманахе Марианна Гейде, Ирина Шостаковская и Сергей Соколовский.
Название альманаха подчеркивает то, что его редакция вовсе не стремится изменить современную литературную ситуацию, она лишь хочет чуть-чуть по-другому расставить существующие акценты. И как раз это стремление в полной мере воплотилось во время презентации, которая после вступительного слова редакторов открылась выступлением Марианны Гейде, прочитавшей свои стихи и прозу. Вторым выступил Эдуард Лукоянов с пламенной речью в защиту величайшего русского поэта Александра Пушкина, которому, по его мнению, в очередной раз угрожает неправильная интерпретация в интересах нынешней власти. Затем Сергей Соколовский представил собравшимся обширный комментарий, в который отдельными небольшими фрагментами были вкраплены его оригинальные произведения. Выступавшая после него Дина Иванова специально подчеркнула, что намерена обойтись без комментариев (и действительно обошлась). Александр Мурашов прочел свою прозу и озвучил принципы отбора текстов для альманаха. Денис Ларионов прочитал свои произведения и стихи Сергея Луговика. Затем свои стихи прочел Кирилл Корчагин, и завершило презентацию короткое, но очень эмоциональное выступление Ирины Шостаковской.
В заключение остается лишь выразить надежду на то, что первый выпуск альманаха не станет последним, и что это успешное начинание продолжится в дальнейшем.
Расстановка акцентов.
15 февраля в клубе «Проект ОГИ» состоялась презентация альманаха «Акцент». Его составители Кирилл Корчагин и Александр Мурашов видят свою задачу в «сужении охватываемого литературного пространства» (о чем говорится в предисловии) и собрали в своем издании тексты нескольких авторов условно «среднего» поколения – Марианны Гейде, Ирины Шостаковской, Сергея Соколовского и Александра Мурашова – и условно «младшего» поколения – Сергея Луговика, Дины Ивановой, Эдуарда Лукоянова, Кирилла Корчагина и Дениса Ларионова.
Данила Давыдов в своем вступительном слове говорил о стремлении данного круга авторов к метафизике, но в качестве главного объединяющего критерия назвал высокие эстетические качества текстов.
Дальнейшие события полностью подтвердили слова Давыдова. Зал внимал Марианне Гейде, выступающей в альманахе в двух ипостасях – как прозаик и как поэт. Гейде читала быстро, не делая отступлений и развернутых комментариев, так, что все внимание слушателя невольно было обращено на текст. Как будто удаляя себя из реального пространства, оставляя только голос, Гейде и в текстах напоминала о зыбкой границе между миром «общеизвестным» и миром «вымышленным» (некоторые тексты заставляли вспомнить страшилки, «городские легенды» и тому подобный постфольклор – например, рассказ о том, что под люками живут гигантские пауки).
Вечер продолжил Эдуард Лукоянов, также известный и как прозаик, и как поэт, однако в альманахе представленный подборкой стихотворений. К сожалению, не все авторы альманаха присутствовали на вечере. Чтобы несколько восполнить отсутствие Сергея Луговика, Эдуард Лукоянов прочитал один из его текстов. Вслед за этим блестящие образцы прозы представили на суд слушателей Сергей Соколовский и Александр Мурашов. Соколовский сопровождал чтение пространными, но на редкость увлекательными комментариями.
В дальнейшем слушателей ожидали только выступления поэтов. Денис Ларионов прочитал несколько стихотворений, в том числе цикл «Фрагменты недоверия». С прозой Ларионова, не менее интересной, чем поэтические тексты, слушатели могли ознакомиться самостоятельно (к этому моменту все желающие уже получили альманах).
Дина Иванова выступила с еще не опубликованной поэмой, в которой фигурируют различные карты Таро в качестве ключевых образов.
Кирилл Корчагин опробовал на публике свои новые стихи, а Ирина Шостаковская, напротив, предпочла читать старые тексты (например, «Генрих живет в Дерпте…») и даже пыталась убедить зрителей в том, что давно не пишет ничего нового (что вряд ли соответствует действительности – скорее это жест скромности).
Вечер закончился неформальным общением, к которому перешли авторы и слушатели после знаменитой фразы Данила Файзова, увековеченной в романе присутствовавшего на презентации Дмитрия Данилова.
Хотя многие и так догадались, как честные люди, сообщаем: автор статьи «Акцентуация актуального» — Анна Голубкова, автор статьи «Расстановка акцентов» — Елена Горшкова.
24.02.2011, 5414 просмотров.