Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Семейный вечер. Людмила Вязмитинова и Андрей Цуканов

Проводящая среда

 

Мероприятие, прошедшее 24 мая в Музее Серебряного века, было анонсировано как «семейный вечер» Людмилы Вязмитиновой и Андрея Цуканова – поэтов и литературных критиков, долгое время живших «на две страны», между Россией и Америкой, и в последнее время окончательно вернувшихся на родину. Событие, название которого может показаться легковесным, стало логичным продолжением серьёзной работы по «возвращению» контекста литературной жизни 90-х и попыткой осмыслить его связь с современностью – живой, подвижной и малоизученной. Участвующие в литературном процессе более двадцати пяти лет, всё это время Вязмитинова и Цуканов были известны прежде всего как «люди критического склада», по замечанию открывшего вечер Юрия Цветкова, поэтому их стихи, перемежающие воспоминания о проекте «Между-речье» и издаваемом этим сообществом альманахе «Окрестности», многие слышали впервые. Но такова специфика участия в активной литературной жизни, требующая в какой-то момент самоотречения – и выбора между самопозиционированием и культуртрегегерскими задачами.

Вязмитинова, во вступительном слове вернувшись к истокам своей работы, назвала «героическим временем» конец 80-х, когда только-только формировались основы новой эпохи: для Людмилы и Андрея, познакомившихся в 1988 году, это было начало не только литературной, но и семейной жизни, и Людмила особенно подчеркнула личную роль Руслана Элинина в их знакомстве и организаторскую – в становлении основ нового литпроцесса. В рамках проекта «Памяти 90-х» Вязмитиновой и Цукановым был создан сайт памяти Элинина (http://www.ruslanelinin.com) – издателя, литературтерегера, в 1993 году основавшего в московской Библиотеке им. А. П. Чехова салон «Классики XXI века», существующий до сих пор. На сайте размещаются информация об отдельных событиях современной литературной жизни и различные архивные материалы, относящиеся в основном к середине 90-х – времени, когда, по словам Вязмитиновой, «в стране сформировалась новая, явно необратимая реальность, в том числе – реальность новой литературной жизни».

О формировании этой «реальности» бывшие участники «Между-речья» и «Окрестностей» (всего было выпущено четыре номера альманаха, скачать их в формате pdf можно на сайте памяти Руслана Элинина), вспоминали по-разному, но с неизменной ностальгией. Когда-то начинавшие в одной команде, но не прекратившие участие в видеоизменившемся, приобретшем новые формы культурном процессе, очевидцы того времени (Игорь Сид, Ирина Шостаковская и др.) встретились спустя двадцать лет и смотрели видеозаписи с выступлений в тех же «Классиках XXI века» середины 90-х, привлекшие оживлённое внимание собравшихся. И если, например, Евгению Вежлян, Данилу Давыдова и Наталию Черных, при всей разности стилей письма, можно назвать представителями условной эстетической общности, то начинавшие с ними в 90-е Кирилл Анкудинов (Майкоп) и уже отошедший от активной литературной жизни Алексей Корецкий (Москва) воспринимаются ныне как представители иного фронта.

«Люди, исповедующие чрезвычайно разные поэтики, чрезвычайно иные взгляды, тем не менее, были некоторой целостностью – это очень важная штука. „Между-речье“, в противоположность базирующимся на иных основах „Вавилону“ и „Алконосту“, – проект, возникший из какой-то невозможности. Я очень ценю этот период, и для меня важно, что большинство дорогих для меня людей появилось в кругу „Между-речья“, – отметил Данила Давыдов, продолжив – по задумке организаторов вечера – стихами того времени.

„Моё участие в работе альманаха „Окрестности“ и литературной группы „Между-речье“ заключалось в основном в том, что я пытался уклониться от работы того и другого, хотя в итоге стал то ли издателем, то ли редактором, уже не вспомню…“, – признался Сергей Соколовский, подчеркнув личное „ощущение кощмара как предвосхищение некоего исторического пространства“ и добрым словом упомянув книгу „Tempus deliberandi. Время для размышлений“, подготовленную Вязмитиновой и Цукановым в 1998 году на основании цикла выступлений на Радио России. В программе Дмитрия Воденникова „Своя колокольня“, по словам Соколовского, именно вошедшие позже в книгу выступления Вязмитиновой были моментом „объединяющим“ и „концентрирующим“.

Тепло вспоминая о первых встречах с Вязмитиновой и Цукановым, в свойственном ей субъективно-эссеистическом ключе говорила Наталия Черных, заметив, что появление «Окрестностей» было «моментом серьёзности» и предощущением того, что «что-то происходит» (впоследствии не оправдавшимся), и подробно описав схему развития и функционирования альманаха.

Своей гипотезой по поводу эстетического «воздуха» того времени поделилась Евгения Вежлян. «Это была среда, объединявшая разных людей и разные поэтики, но нам не нужно было манифеста. Почему его было не нужно? Потому что в рамках сообщества была особая, проводящая среда, которая нас соединяла, и у нас отсутствовала необходимость „специально“ быть какими-то одинаковыми. Вовне этого проводящего импульса почти не было, поэтому мы смотрели друг на друга. Как только возникли новые точки соединения и новая проводящая среда – наше объединение начало рассыпаться. Ясно, когда это всё закончилось, но не очень ясно, когда началось: я вступила в этот процесс не сначала…», – вспоминала Вежлян, рассказав в том числе и о памятном ей выступлении Наталии Черных и Данилы Давыдова, состоявшемся в 1996 году в Георгиевском клубе. Участники вносили свои коррективы в воспоминания, что неизбежно: аберрация памяти, как многократно подмечено, является сущностным свойством мемуарного жанра, и устные воспоминания не исключение.

В завершение вечера с объединяющей речью выступила Людмила Вязмитинова: «Окрестности“ не просто были, они есть. Мы есть друг у друга, и вы стали для меня родными больше, чем некоторые члены семьи». И предложила в октябре собраться в более полном составе.

 

Борис Кутенков

 

Музей Серебряного века 

30.06.2016, 4501 просмотр.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru