Праздник игры со смыслами
11 ноября в музее Серебряного Века, что на проспекте Мира, прошла презентация новой книги Аркадия Штыпеля, названной по-японски лаконично «Ибо небо».
В последние несколько сезонов эта площадка приобрела большую популярность, отчасти из-за географии (центр города, шаговая доступность от метро), отчасти из-за благоприятной тамошней атмосферы, но я полагаю, что всё же основная причина кроется в следующем – здесь всегда выступают интересные авторы.
Рекламировать интересного автора Аркадия Штыпеля в нашем узком кругу все равно, что рекламировать новогоднюю елку. Имя его известно всякому, кто имеет хотя бы косвенное отношение к столичной (и не только) литтусовке, в которой автор давно за своего. Однако, если пришлось бы мне характеризовать его одним словосочетанием, то сакральная фраза Джеймса Бонда «смешать, но не взбалтывать», была бы, кажется, наиболее верной. Штыпель – он такой один.
<…>
и вот мы поедем
на блошиный рынок
там за бесценок
из дачных кладовок
со свалок и помоек
идут такие милые бессмысленные вещицы
вещи мертвых
память детства
поедем поедем
на барахолку
дадим дадим волю
своим мещанским вкусам
Причина сей яркой автономности и самобытности, признаться, меня давно занимала. И автор, в перерыве между чтением своих сказочных, звучащих стихов, частично прояснил ситуацию, сказав, что придает большое значение творчеству Корнея Чуковского.
Тени Корнея, обэриутов, а также других известных мастеров гротеска и умения взглянуть на мир с нестандартной стороны явно были
Убедиться во всем этом было легко, вот для примера прямо-таки мастерски написанный сонет, который был прочитан в числе прочего:
МАЙ – практикант в распахнутой ковбойке
декабрь в телогрейке продувной
а в мире пахло воблой и карболкой
чернилами белилами халвой
пивком сырком моршанскою махоркой
и типографской краскою сырой
свободой пахло в воздухе! поскольку
год придвигался пятьдесят шестой
и кто там плыл у века посередке
с москвой на раскаленой сковородке
с абракадаброй триггерных цепей
дух заварух и вектор эпопей
вооруженный счетною линейкой
и с чубчиком под взмокшей тюбетейкой
Если театр начинается с вешалки, то поэтический вечер, как правило, с того, что ищешь, напрягая зрение, тех, кого знаешь в лицо. А если довелось тебе прийти позже назначенного, то будь счастлив лицезреть затылки, гадая, кто из твоих знакомых на месте. И удивительным в числе прочего оказалось следующее – на вечере Штыпеля были не только те, кого заведомо ожидаешь, не только «свои», соответствующие категориям узкого круга, а масса людей, чьи литературные пристрастия как минимум во многом различны. Лев возлег с ягненком, да и только, и это подобие рая получило продолжение уже после чтения стихов, в неформальном общении, которое получилось душевным и непринужденным.
И еще об аудитории – слушателей было много, как всегда не хватило стульев, некоторые (например, я) сидели чуть ли не на полу, но сосредоточенному вниманию это ничуть не мешало. Как ни крути, а внимательная аудитория и теплая атмосфера – это именно то, о чем мечтает любой поэт, но не каждый, к сожалению, способен ее создать. Аркадию Штыпелю удается это с завидным постоянством, а если речь идет о новой книге, то это просто праздник какой-то.
Елена Генерозова
Штыпель, Музей Серебряного века, Презентация
23.01.2015, 4504 просмотра.