Традиционно после летних каникул, когда впечатления прошлого сезона достаточно перебродили и отстоялись, чтобы почти уже стать живительным напитком, мы оборачиваемся, чтобы подбросить в этот чан еще пару ягод того урожая. А урожай оказался для нас юбилейным: год за годом мы незаметно для себя подобрались к десятому сезону.
Каким он был для «КИ»? Это был в каком-то смысле сезон после конца – конца прекрасной эпохи клубов, лирически оплаканного пристанища литературы в 90-е-2000-е. С закрытием в 2012-2013 годах клубов «Проект ОГИ» и «Билингва» стало окончательно ясно, что культурный ландшафт Москвы неизбежно изменяется. Мы пытаемся находить какие-то другие формы бытования современной литературы, не громя окончательно прежние. Хочется надеяться, что на этот раз приход нового не будет означать полной до искоренения отмены старого. Литературе впору и большие залы, и библиотеки, и музеи, и клубы.
Дача на Покровке
Литературный сезон 2013-2014, проведенный под надежным крылом проекта «Культурная инициатива», подошел к своему вполне логичному завершению, и вновь нужно было расставаться со старыми и новыми друзьями, книги которых открыли для тебя
«Дача на Покровке» – идеальный выбор для подобных событий, клуб располагает к частым встречам, душевным застольям, а еще больше к литературным беседам, разговорам и даже спорам. Этот вечер, ознаменовавший веерное закрытие литературных сезонов на площадках «КИ», не стал исключением: кто жаждал послушать прекрасные и разнообразные стихи, внимал авторскому чтению; кто хотел поделиться своей гражданской позицией относительно политической ситуации в мире, получил полный зал публики, чуткой и неравнодушной.
Запомнился Аркадий Семенов с его стихотворением, посвященным «Даче…», той самой, которая находится в центре города и на удивление сохраняет свой неповторимый уют не только в полупрозрачных тюлевых занавесках, картинах, старых бумажных обоях, но и в
Краткая речь Леонида Костюкова[i], заключавшая в себе идею примирить между собой писателей, поэтов, ярых сторонников и противников режима, с жесткой гражданской позицией, наоборот раздразнила и вызвала в зале легкое волнение в лице эпатажного Всеволода Емелина. «Не дождетесь!» – прозвучал звучный голос поэта, в котором так и слышалась усмешка. Потом всех увлекла песня Емелина, полная патриотизма и актуальная как никогда, написанная на злобу дня.
И только стихи Марины Хаген, напоминающие по своей краткости и глубине японские хокку, смогли сменить тональность и сфокусировать внимание на таких вечных величинах мира как бабочка и взмах ее крыльев.
Вечер был долгим, «Дача…» как всегда хлебосольной, а литераторы благосклонны и расположены к чтению собственных нетленок – уходить не хотелось, однако для нового сезона было необходимо завершение ему предшествующего, которое успешно состоялось в один прекрасный, теплый июльский вечер.
Марианна Власова
Виндзор паб
В Музее Серебряного века, что на проспекте Мира в Доме Брюсова, прошло закрытие литературного сезона… клуба «Виндзор Паб». Ничего удивительного, дело в том, что клуб этот закрылся раньше, не дотянув до конца сезона. А закрытия – это традиция. Участники наиболее ярких вечеров, прошедших в течение года, вспоминают их и повторно радуются.
Вел мероприятие поэт и культуртрегер, участник проекта «Культурная инициатива» Юрий Цветков. Открыл он действо блоком, посвященным циклу «Метаморфозы. Беседы о художественном переводе», который в прошедшем сезоне как раз проходил в «Винздор пабе». Выступил его бессменный ведущий Алеша Прокопьев, затем Наталия Азарова прочитала отрывок из своего перевода «Морской оды» знаменитого португальского поэта Фернандо Пессоа, а Евгения Ярмыш представила номер журнала «Иностранная литература», посвященный писателям Нидерландов.
Затем был еще один тематический блок: один за другим выступали двое сотрудников книжного приложения к «Независимой газете» «Ex libris». Ответственный редактор издания Евгений Лесин прочитал новое стихотворение, начинающееся словами: «Соседи сверху заливают и говорят: „Ты сам – козла!“. А его заместитель Андрей Щербак-Жуков начал свое вступление стихотворением, премьера которого как раз состоялась в „Виндор пабе“ на дне рождения другого участника „Культурной инициативы“, Данила Файзова. „В мистический день единенья двух лун/ И звезд уцепившихся в звенья/ Меня в точку мудрости клюнул каплун/, И было мне тут же знаменье…“
Еще стихи читали Хельга Ольшванг, Александр Самарцев, Елена Горшкова, Михаил Вяткин…
Завершила вечер Ирина Ермакова, у которой недавно вышла новая книга, и Юрий Цветков предложил начать новый литературный сезон проекта „Культурная инициатива“ с ее презентации. Так и порешили. На том и разошлись.
Андрей Летаев
Музей Серебряного века
10 июля очередь закрывать литературный сезон 2013-2014 года дошла до Музея Серебряного века, он же дом Валерия Брюсова. По традиции участниками вечера стали авторы, выступавшие на этой литературной площадке в течение прошедшего года. Открывал закрытие (звучит забавно, но иначе не скажешь) Геннадий Каневский, завершивший свою часть чтений стихотворением, написанным совсем недавно, и еще не предъявленным публике. Алексей Кащеев, разумеется, коснулся медицинских тем и образов. Не обошлось без медицинских, вернее, даже криминальных образов и в стихотворении Дениса Ларионова о смерти студента (из одноименной недавно вышедшей книги). Анна Орлицкая и Наталья Черных были менее смерторадостны и тоже читали из нового. Наталья, к сожалению, только один текст, как, впрочем, и еще одна Наталья – Полякова. Новые и старые стихотворения читали также Лилия Газизова, Александр Самарцев и Елена Иванова-Верховская. Завершал вечер – „закрывал закрытие“ – Илья Леленков, снова с тематикой криминальной и смерторадостной. Впрочем, для завершения сезона это вполне логичная тема. И нет в этом никакой трагедии или минорности. Сезон закончился, да здравствует новый сезон. До новых встреч осенью!
Ира Рыкова
Китайский летчик Джао Да
Удачное приземление
Закрытие литературного сезона – вещь всегда несколько печальная. Особенно по нынешним временам, когда количество культурных мест, формата „забежал- выпил –стихи послушал“ стремительно сокращается. После каждого закрытия (не места, а сезона) думаешь: а соберутся ли писатели здесь ещё
14 июля здесь прошло закрытие литературного сезона, т.е., учитывая название, его можно было бы назвать „приземлением“, да, приземление в прекрасном и удобно расположенном месте. Об удобстве расположения я заявляю уверенно и не только как человек, работающий на улице Никольской, в 10-минутном переходе от клуба, а как простой любитель словесности, периодически приезжающий в Москву только за ради общения с возвышенным. Возвышенного в этот год в „Китайском лётчике“ хватало! (В клубе за сезон выступило более 70 авторов – прим. ред.)
Прошло (впервые на этом месте) вручение литературной премии Независимой газеты «Нонконформизм- 2014» (члены жюри премии, конечно же, выступили и 14-го). Состоялся здесь и очередной турнир московского слэма, неожиданно приведший к полному обновлению традиционного списка победителей-слэмистов. Шутка ли, ни Александр Курбатов, ни Егор Сальников не смогли добраться даже до финала, хотя Егор всё же выступил на закрытии как без пяти минут победитель Всемирного слэма в Париже-2013, что правильно и важно, выступил и бессменный (за редчайшими исключениями) ведущий московских слэмов Андрей Родионов.
Выступило ещё множество поэтов, о каждом из которых сказать просто невозможно – слишком много было читавших. И это даже учитывая то, что далеко не все из побывавших на сцене «Китайского лётчика» в этом сезоне смогли посетить клуб в день закрытия. Скажу лишь о наиболее важных даже не писателях – не мне судить о значимости того или иного автора, и тем более не в проходной статье, а скорее о выступлениях.
Вначале об остро-политическом. Ветеран детской поэзии Александр Тимофеевский неожиданно прочел стихотворение более чем полувековой давности, в котором, увы, все современные реалии отечественной геополитики и настроений отражаются так хорошо, будто оно написано вчера, об отечественной политике это говорит едва ли не столько же, сколько о мастерстве автора. Юлий Гуголев читал страшное и смешное стихотворение, суммировавшее телевизионно-информационный бред этого года, написанное ещё весной, оно, увы, также актуальности не растеряло, я думаю, возможно,
Геннадий Каневский прочитал свой цикл стихов о полётах и лётчиках, цикл недавно завершен (хотя входят в него и тексты уже не новые) и где же его ещё было презентовать, как не в «Китайском же лётчике». Выступали: Михаил Квадратов, Григорий Кружков, Марина Бородицкая, Владимир Жбанков, Лев Оборин, Наталья Черных, Николай Байтов (он читал стихи не пришедшей Светы Литвак), Татьяна Щербина, Олег Хлебников, Юлия Скородумова, Анна Саед-Шах и много кто ещё! В общем, приземление прошло на ура, осталось ждать не менее хорошего старта осенью!
Юрий Угольников
[i] Меня радует эта площадка тем, что на ней встречаются разные люди, по-разному понимающие поэзию, назначение литературы, имеющие различные внутренние ритмы и стили. Мне кажется, что всякое замыкание в более стройном меньшинстве губительно для культурного пространства. К сожалению, сегодня различие, например, взглядов и мнений по некоторым вопросам, даже не радикальное, приводит хороших людей к глубоким конфликтам и разрывам. Хотелось бы, чтобы эти глобальные ссоры и обособления минимально вторгались в литературный быт: сюда люди ходят не затем, чтобы расплеваться насмерть. Как недостижимая мечта – хотелось бы научиться слышать друг друга и договариваться; как разумное пожелание – просто сосуществовать. В общем, до сих пор ровное течение времени, очередной «год как год», воспринималось скорее кисло. В плане пожеланий на будущее это становится осторожным оптимизмом: я бы порадовался, если бы следующий год прошел примерно как предыдущий. Это всё, разумеется, о формате и протоколе; что до внутреннего насыщения стихов, надежды всегда максимальны…
В качестве тостов
Я думаю, без меня скажут о том, что именно Культурная Инициатива за десять лет своего существования создала совершенно новое культурное пространство, способ общения и манифестации поэтического текста – в том смысле, что вернула поэзии изначально ей присущее устное бытование, состязательность и прямое общение со слушателями (в условиях, когда тиражи поэтических сборников составляют в среднем 300-500 экз. это во многом снимает, скажем так, «литературные неврозы», вызванные «непрочитанностью», «недооцененностью»). Но, наверное, главное, она повернула поэтов лицом друг к другу, заставила людей с очень разными поэтическими системами вслушиваться друг в друга, тем самым расширяя их личный инструментарий – и открыла поле для взаимодействия, сотрудничества и понимания. То, что среди авторов рецензий на поэтические сборники в «Новом мире» преобладают собственно поэты – одно из следствий этого явления. Мне кажется, без Культурной Инициативы этого не было бы, каждый был бы замкнут в скорлупе своих амбиций.
Мария Галина
После романтических и расслабленных девяностых наступило новое время, прагматические двухтысячные. Литературная жизнь резко поменяла свои очертания. В этой ситуации многие, ставшие уже легендарными, клубные и салонные проекты, родившиеся в предыдущие годы, либо изменили формат, либо стали маргинальными. На этом фоне «Культурная Инициатива» осуществила проект интеграционный, объединивший все здравые литературные силы и Москвы, и России, да и вообще всего русскоязычного пространства, при этом работая и в клубно-кафешном мире, и на традиционных академических площадках. Я усматриваю безусловно героическую роль Культурной Инициативы в создании и становлении новой реальности в отечественном литературном процессе. Да и в пропаганде русской литературы как таковой. Не говоря уже о том, что и Файзов и Цветков – люди, которых я не могу воспринимать иначе как своих друзей, которые создают интимное и личное пространство литературного быта.
Данила Давыдов
Китайский летчик Джао Да, Виндзор Паб, Музей Серебряного века, Дача на Покровке, закрытие сезона
02.09.2014, 5731 просмотр.