Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

"Культурная Инициатива" закрыла литературный сезон 2013-2014

 

Традиционно после летних каникул, когда впечатления прошлого сезона достаточно перебродили и отстоялись, чтобы почти уже стать живительным напитком, мы оборачиваемся, чтобы подбросить в этот чан еще пару ягод того урожая. А урожай оказался для нас юбилейным: год за годом мы незаметно для себя подобрались к десятому сезону.

Каким он был для «КИ»? Это был в каком-то смысле сезон после конца – конца прекрасной эпохи клубов, лирически оплаканного пристанища литературы в 90-е-2000-е. С закрытием в 2012-2013 годах клубов «Проект ОГИ» и «Билингва» стало окончательно ясно, что культурный ландшафт Москвы неизбежно изменяется. Мы пытаемся находить какие-то другие формы бытования современной литературы, не громя окончательно прежние. Хочется надеяться, что на этот раз приход нового не будет означать полной до искоренения отмены старого. Литературе впору и большие залы, и библиотеки, и музеи, и клубы. 

 

 

Дача на Покровке

Литературный сезон 2013-2014, проведенный под надежным крылом проекта «Культурная инициатива», подошел к своему вполне логичному завершению, и вновь нужно было расставаться со старыми и новыми друзьями, книги которых открыли для тебя что-то новое, тронули, зацепили… И естественным образом место, где бы собрались писатели, поэты, драматурги и критики, чтобы увидеться перед недолгим перерывом, затишьем в важном официальном и приятном неформальном общении, и отметить наступление очередных летних каникул, должно было быть атмосферным и любимым.

«Дача на Покровке» – идеальный выбор для подобных событий, клуб располагает к частым встречам, душевным застольям, а еще больше к литературным беседам, разговорам и даже спорам. Этот вечер, ознаменовавший веерное закрытие литературных сезонов на площадках «КИ», не стал исключением: кто жаждал послушать прекрасные и разнообразные стихи, внимал авторскому чтению; кто хотел поделиться своей гражданской позицией относительно политической ситуации в мире, получил полный зал публики, чуткой и неравнодушной.

Запомнился Аркадий Семенов с его стихотворением, посвященным «Даче…», той самой, которая находится в центре города и на удивление сохраняет свой неповторимый уют не только в полупрозрачных тюлевых занавесках, картинах, старых бумажных обоях, но и в чем-то простом, почти неуловимом и живом.

Краткая речь Леонида Костюкова[i], заключавшая в себе идею примирить между собой писателей, поэтов, ярых сторонников и противников режима, с жесткой гражданской позицией, наоборот раздразнила и вызвала в зале легкое волнение в лице эпатажного Всеволода Емелина. «Не дождетесь!» – прозвучал звучный голос поэта, в котором так и слышалась усмешка. Потом всех увлекла песня Емелина, полная патриотизма и актуальная как никогда, написанная на злобу дня.

И только стихи Марины Хаген, напоминающие по своей краткости и глубине японские хокку, смогли сменить тональность и сфокусировать внимание на таких вечных величинах мира как бабочка и взмах ее крыльев.

Вечер был долгим, «Дача…» как всегда хлебосольной, а литераторы благосклонны и расположены к чтению собственных нетленок – уходить не хотелось, однако для нового сезона было необходимо завершение ему предшествующего, которое успешно состоялось в один прекрасный, теплый июльский вечер.

 

Марианна Власова

 

 

 

Виндзор паб

В Музее Серебряного века, что на проспекте Мира в Доме Брюсова, прошло закрытие литературного сезона… клуба «Виндзор Паб». Ничего удивительного, дело в том, что клуб этот закрылся раньше, не дотянув до конца сезона. А закрытия – это традиция. Участники наиболее ярких вечеров, прошедших в течение года, вспоминают их и повторно радуются.

Вел мероприятие поэт и культуртрегер, участник проекта «Культурная инициатива» Юрий Цветков. Открыл он действо блоком, посвященным циклу «Метаморфозы. Беседы о художественном переводе», который в прошедшем сезоне как раз проходил в «Винздор пабе». Выступил его бессменный ведущий Алеша Прокопьев, затем Наталия Азарова прочитала отрывок из своего перевода «Морской оды» знаменитого португальского поэта Фернандо Пессоа, а Евгения Ярмыш представила номер журнала «Иностранная литература», посвященный писателям Нидерландов.

Затем был еще один тематический блок: один за другим выступали двое сотрудников книжного приложения к «Независимой газете» «Ex libris». Ответственный редактор издания Евгений Лесин прочитал новое стихотворение, начинающееся словами: «Соседи сверху заливают и говорят: „Ты сам – козла!“. А его заместитель Андрей Щербак-Жуков начал свое вступление стихотворением, премьера которого как раз состоялась в „Виндор пабе“ на дне рождения другого участника „Культурной инициативы“, Данила Файзова. „В мистический день единенья двух лун/ И звезд уцепившихся в звенья/ Меня в точку мудрости клюнул каплун/, И было мне тут же знаменье…“

Еще стихи читали Хельга Ольшванг, Александр Самарцев, Елена Горшкова, Михаил Вяткин…

Завершила вечер Ирина Ермакова, у которой недавно вышла новая книга, и Юрий Цветков предложил начать новый литературный сезон проекта „Культурная инициатива“ с ее презентации. Так и порешили. На том и разошлись.

 

Андрей Летаев

 

 

 

Музей Серебряного века

 

10 июля очередь закрывать литературный сезон 2013-2014 года дошла до Музея Серебряного века, он же дом Валерия Брюсова. По традиции участниками вечера стали авторы, выступавшие на этой литературной площадке в течение прошедшего года. Открывал закрытие (звучит забавно, но иначе не скажешь) Геннадий Каневский, завершивший свою часть чтений стихотворением, написанным совсем недавно, и еще не предъявленным публике. Алексей Кащеев, разумеется, коснулся медицинских тем и образов. Не обошлось без медицинских, вернее, даже криминальных образов и в стихотворении Дениса Ларионова о смерти студента (из одноименной недавно вышедшей книги). Анна Орлицкая и Наталья Черных были менее смерторадостны и тоже читали из нового. Наталья, к сожалению, только один текст, как, впрочем, и еще одна Наталья – Полякова. Новые и старые стихотворения читали также Лилия Газизова, Александр Самарцев и Елена Иванова-Верховская. Завершал вечер – „закрывал закрытие“ – Илья Леленков, снова с тематикой криминальной и смерторадостной. Впрочем, для завершения сезона это вполне логичная тема. И нет в этом никакой трагедии или минорности. Сезон закончился, да здравствует новый сезон. До новых встреч осенью!

 

Ира Рыкова

 

 

 

Китайский летчик Джао Да

Удачное приземление

Закрытие литературного сезона – вещь всегда несколько печальная. Особенно по нынешним временам, когда количество культурных мест, формата „забежал- выпил –стихи послушал“ стремительно сокращается. После каждого закрытия (не места, а сезона) думаешь: а соберутся ли писатели здесь ещё когда-нибудь ? Собственно, сегодня единственным, хотя и недавно появившимся, точнее, недавно приобщившимся литературной жизни, но верным московским литературным традициям местом остаётся „Китайский лётчик Джао Да“.

14 июля здесь прошло закрытие литературного сезона, т.е., учитывая название, его можно было бы назвать „приземлением“, да, приземление в прекрасном и удобно расположенном месте. Об удобстве расположения я заявляю уверенно и не только как человек, работающий на улице Никольской, в 10-минутном переходе от клуба, а как простой любитель словесности, периодически приезжающий в Москву только за ради общения с возвышенным. Возвышенного в этот год в „Китайском лётчике“ хватало! клубе за сезон выступило более 70 авторов – прим. ред.)

Прошло (впервые на этом месте) вручение литературной премии Независимой газеты «Нонконформизм- 2014» (члены жюри премии, конечно же, выступили и 14-го). Состоялся здесь и очередной турнир московского слэма, неожиданно приведший к полному обновлению традиционного списка победителей-слэмистов. Шутка ли, ни Александр Курбатов, ни Егор Сальников не смогли добраться даже до финала, хотя Егор всё же выступил на закрытии как без пяти минут победитель Всемирного слэма в Париже-2013, что правильно и важно, выступил и бессменный (за редчайшими исключениями) ведущий московских слэмов Андрей Родионов. 

Выступило ещё множество поэтов, о каждом из которых сказать просто невозможно – слишком много было читавших. И это даже учитывая то, что далеко не все из побывавших на сцене «Китайского лётчика» в этом сезоне смогли посетить клуб в день закрытия. Скажу лишь о наиболее важных даже не писателях – не мне судить о значимости того или иного автора, и тем более не в проходной статье, а скорее о выступлениях.

Вначале об остро-политическом. Ветеран детской поэзии Александр Тимофеевский неожиданно прочел стихотворение более чем полувековой давности, в котором, увы, все современные реалии отечественной геополитики и настроений отражаются так хорошо, будто оно написано вчера, об отечественной политике это говорит едва ли не столько же, сколько о мастерстве автора. Юлий Гуголев читал страшное и смешное стихотворение, суммировавшее телевизионно-информационный бред этого года, написанное ещё весной, оно, увы, также актуальности не растеряло, я думаю, возможно, когда-нибудь оно станет эмблемой нашего не забавного времени: если отдалённым потомкам понадобится зачем-то выяснить, что же произошло тогда в далёком 2014-м с нами всеми, им будет достаточно прочитать этот текст. Наконец, Дмитрий Данилов (его выступление закрывало вечер), в одночасье превратившийся из крупного прозаика в не менее крупного поэта, читал текст «Украина не Россия». Текст смешной, как это умеет Данилов, и, в то же время, пронзительно печальный, какое-то уже почти воспоминание из прошлой жизни – до войны. Помимо политики, были и тексты о жизни, истории, даже, уж простите, любви и дружбе, наполненные не только гражданским пафосом, но и просто пафосом, верлибры и традиционная рифмованная силлабо-тоника, и… что там дальше по списку у воспетого Даниловым «поэта Цветика»?

 Геннадий Каневский прочитал свой цикл стихов о полётах и лётчиках, цикл недавно завершен (хотя входят в него и тексты уже не новые) и где же его ещё было презентовать, как не в «Китайском же лётчике». Выступали: Михаил Квадратов, Григорий Кружков, Марина Бородицкая, Владимир Жбанков, Лев Оборин, Наталья Черных, Николай Байтов (он читал стихи не пришедшей Светы Литвак), Татьяна Щербина, Олег Хлебников, Юлия Скородумова, Анна Саед-Шах и много кто ещё! В общем, приземление прошло на ура, осталось ждать не менее хорошего старта осенью! 

 

Юрий Угольников 



[i] Меня радует эта площадка тем, что на ней встречаются разные люди, по-разному понимающие поэзию, назначение литературы, имеющие различные внутренние ритмы и стили. Мне кажется, что всякое замыкание в более стройном меньшинстве губительно для культурного пространства. К сожалению, сегодня различие, например, взглядов и мнений по некоторым вопросам, даже не радикальное, приводит хороших людей к глубоким конфликтам и разрывам. Хотелось бы, чтобы эти глобальные ссоры и обособления минимально вторгались в литературный быт: сюда люди ходят не затем, чтобы расплеваться насмерть. Как недостижимая мечта – хотелось бы научиться слышать друг друга и договариваться; как разумное пожелание – просто сосуществовать. В общем, до сих пор ровное течение времени, очередной «год как год», воспринималось скорее кисло. В плане пожеланий на будущее это становится осторожным оптимизмом: я бы порадовался, если бы следующий год прошел примерно как предыдущий. Это всё, разумеется, о формате и протоколе; что до внутреннего насыщения стихов, надежды всегда максимальны…

 

 

В качестве тостов

 

Я думаю, без меня скажут о том, что именно Культурная Инициатива за десять лет своего существования создала совершенно новое культурное пространство, способ общения и манифестации поэтического текста – в том смысле, что вернула поэзии изначально ей присущее устное бытование, состязательность и прямое общение со слушателями условиях, когда тиражи поэтических сборников составляют в среднем 300-500 экз. это во многом снимает, скажем так, «литературные неврозы», вызванные «непрочитанностью», «недооцененностью»). Но, наверное, главное, она повернула поэтов лицом друг к другу, заставила людей с очень разными поэтическими системами вслушиваться друг в друга, тем самым расширяя их личный инструментарий – и открыла поле для взаимодействия, сотрудничества и понимания. То, что среди авторов рецензий на поэтические сборники в «Новом мире» преобладают собственно поэты – одно из следствий этого явления. Мне кажется, без Культурной Инициативы этого не было бы, каждый был бы замкнут в скорлупе своих амбиций.

Мария Галина

 


После романтических и расслабленных девяностых наступило новое время, прагматические двухтысячные. Литературная жизнь резко поменяла свои очертания. В этой ситуации многие, ставшие уже легендарными, клубные и салонные проекты, родившиеся в предыдущие годы, либо изменили формат, либо стали маргинальными. На этом фоне «Культурная Инициатива» осуществила проект интеграционный, объединивший все здравые литературные силы и Москвы, и России, да и вообще всего русскоязычного пространства, при этом работая и в клубно-кафешном мире, и на традиционных академических площадках. Я усматриваю безусловно героическую роль Культурной Инициативы в создании и становлении новой реальности в отечественном литературном процессе. Да и в пропаганде русской литературы как таковой. Не говоря уже о том, что и Файзов и Цветков – люди, которых я не могу воспринимать иначе как своих друзей, которые создают интимное и личное пространство литературного быта.

 

Данила Давыдов


Китайский летчик Джао ДаВиндзор ПабМузей Серебряного векаДача на Покровкезакрытие сезона 

02.09.2014, 5731 просмотр.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru