6 декабря в клубе «Билингва» прошла презентация книги стихов Анны Золотаревой «Зрелище», вышедшей недавно в издательстве «ОГИ». Это первая книга Анны, она состоит из трех частей и представляет творчество поэта в его развитии: сюда вошли как ранние стихотворения, написанные Анной еще в Хабаровске, так и совсем последние, созданные уже практически в процессе подготовки издания. Такая трансформация поэтики – от футуристического речетворчества к утяжеленным ритмам и многослойным образам, четко прослеживается на протяжении всей книги. В этом смысле «Зрелище», безусловно, цельная лирическая книга, а не сборник текстов за 10 лет, о чем, предваряя чтение стихов, говорила и сама Анна. А читала она превосходно: завораживающая певучесть шестистопного дольника, экспрессивные ритмические сбои, динамичная смена интонаций действительно производила впечатление театрального действа, где героиня мечется и пытается «выбрать нужную половину/ту, мерцающую в темноте/ ту застывшую на свету/со вселенной в животе/с сигаретой во рту». От девочки-подростка, изумленно смотрящего на преображение своего тела, от готовой погибнуть в любви юной Эвридики, до женщины, нашедшей отражение своего «я» в строгом и лаконичном архитектурном «конструктивизме».
«Лирик урбанистической неволи» – в начале 2000-х назвал Анну хабаровский поэт и критик Арт Иванов. Эта тенденция в стихах Золотаревой прослеживается и сейчас. Города, витрины, поезда, метро – вечное движение, тесно переплетенное с живописью, музыкой, архитектурой.
«движутся сквозь меня
жестким цепляя дном
тяжкие города
время мое темно
месиво толкотня
молотая слюда»
«переходы пахнут лилиями
и мочой
смят меж гражданами взмыленными
выбирай
в ад спускаться ли эскалаторами
скоростной»
(из стихотворения «городу Х.»)
«здесь конечно же все пахнет востоком
папоротником кипящим рисом и лотосом
ветер в железных телах водостоков
изнемогает когда распускаются длинные черные волосы
воды
по сутулым плечам тротуаров»
В стихах Золотаревой многие образы визуализированы, зрелищны и перекликаются с изобразительным искусством: Шостакович прозрачен, «едоки километров» в поисках подсолнечно-желтого, отсылают к «Едокам картофеля» Ван Гога, Ларионов, Филонов, «взорванно-пепельно не искажай мне лицо/там где любимый лежал/проступил пикассо». Анна и сама художник, поэтому ее поэзия так насыщена цветом, так внимательна к зримым деталям бытия.
Вечер получился ярким и запоминающимся. Вступительное слово сказал главный редактор издательства «ОГИ» Максим Амелин. Сказал он и о том, что Золотареву издавать не торопился, считал, что книга должна «дозреть», видимо, имея в виду, «дозревание» третьей части «Зрелища», определившей уже довольно точно и полно стиль поэта.
Завершив и книгу, и презентацию стихотворением «На выпуск стрижа», Анна символически «отпустила» свои стихи в мир, в свободный полет: «поднимайся в запредельную, черти/там судьбу свою, пей новую жизнь».
«Зрелище», несомненно, лишь первый акт в трех действиях и нам ещё посчастливится наблюдать продолжение.
Елена Круглова
15.05.2013, 5610 просмотров.