На презентацию антологии «Лучшие стихи 2011 года» в Дом-музей В.Я. Брюсова я пришла с подругой Машей. С каждым новым выступающим становилась моя подруга всё мрачнее и мрачнее и, наконец, бросив на меня укоризненный взгляд, смылась с праздника, едва досидев до середины. После я её спросила: «Как же так ты меня бросила?» А она и говорит: «Не получилось у меня ничего воспринять на слух, а потом, я же знала, что там у тебя были в зале друзья». Да, точно, были, коллеги мои, поэты, а Маша стихов не пишет, и я подумала – а не была ли она единственной из всех присутствовавших, кто не пишет стихов? И вот тонкая умная Маша, то есть вожделенная наша читательница, которую на презентацию поэтического сборника занесло совершенно случайно, она ушла, а мы остались. Естественно, деликатная Маша сослалась также на то, что ей было душно, и что её раздражала назойливая фотовспышка. Конечно, конечно – говорила я себе – один человек не показатель, но мысль об ушедшей, о бросившей нас всех Маше, не давала мне покоя остальную половину вечера. Ну почему, почему нас покинули маши, когда мы все такие прекрасные и им, казалось бы, самое время броситься нам в объятия?
Удивительная вещь антология – 137 (Маша бы иронически ухмыльнулась, если бы увидела, как я старательно подсчитываю количество фамилий в оглавлении, будто от этого хоть
Дозморов сообщает нам также, что стремился собрать антологию «таким образом, чтобы её интересно было читать всю подряд, как книгу», а значит, ему тоже не чужда идея, что собранные в одном издании совершенно отдельные стихи разных авторов, обращаются в какое-то новое, говорящее о себе целое. Только знаю я эту Машу, ни за что она не будет прилежно изучать всё подряд, а будет оценивать по первым попавшимся страничкам.
И вот, книга, послушно распадаясь на две произвольные половинки
На бедную Машу изливается поток пессимизма – 137-зёвное талантище желает говорить в основном о неотвратимости смерти, о тщете жизни, о невозвратимости детства, о совокуплении без любви и сомнениях в необходимости собственного творчества. Машина душа не чужда исканий и страданий, она продолжает листать: «у них в квартире душно пахло супом/порой с уклоном к жареной хамсе\бог отдохнул на этом мишке глупом/хотя он с детства был еврей как все» – это простое и суровое, как пасмурный день, стихотворение, воспринимается легко и, может быть, оно даже будет прочитано Машей от начала до конца, и что же там, в конце? – «что репетитор из меня говно»*10. Боже мой, ну не с этим же, в самом деле, обниматься? На этом месте Маша чуть было не прекращает чтение, не потому что она неспособна оценить изливаемую на неё горечь, нет, «Я родился и вырос/в глубоко ненормальной стране»*11- да, да, и я тоже, задумывается Маша – она достаточно пережила сама и не ждёт от поэзии пошлых рифмованных пилюль. Но всё-таки Маша устала тосковать, Маша хочет жить и любить, Маша хочет знать, для чего ей даётся боль, и где искать выход из тёмной комнаты страха и отчаяния – машина душа ищет музыки.
Кажется, какие многообещающие строки: «Жизнь – не классическая симфония, где к финалу/звук нарастает мало-помалу,/рокочут литавры, духовых, особенно медных,/больше чем струнных, теперь почти незаметных»… и что же? Что ждёт Машу в конце стихотворения? «Звук прервётся – никто не заметит,/звук продлится – никто не услышит»*12.
Неправда, неправда, неправда –
Антологию пришла представлять лишь небольшая часть опубликованных в ней поэтов. Это не удивительно, ведь были охвачены журналы со всей страны (за что издателям отдельное спасибо), но общий тон выступающих соответствовал настроению сборника. Единственное прочитанное стихотворение, которое с размаху, без экивоков и двусмысленностей решилось быть жизнеутверждающим, представляло собой описание сна: герой видит себя в старости в вольтеровском кресле, за спинкой которого стоят его взрослые дочери, а также жена, нисколько не постаревшая, «потому что я так люблю её». И надо же этому стихотворению иметь такой робкий финал: «Один мой товарищ говорит/Что я ему не интересен такой,/ Ему интересен страдающий/Юра Цветков»*14, как будто автор извиняется за своё вопиющее счастье. Да Бог с ним, с товарищем, Маше-то как раз наоборот, Маша-то уже по горло сыта высокохудожественными стонами, её реальность давно вышла за пределы этих страданий, ей-то как раз подавай поэта, если и не счастливого также абсолютно, как невеста у алтаря, то хотя бы излучающего веру в возможность радости и света. И когда это будет внушительно предложено Маше, то она вернётся на наш праздник и дослушает до конца, обязательно вернётся.
Наталья Бесхлебная
1. Виталий Пуханов «Съешь своих героев страна…“ стр.174
2. Марина Бородицкая “-Не плачь, — шептала мне мама в кино…» Марина Бородицкая стр.26
3. Александр Беляков «доктор привёз водку патроны саван…» стр.23
4. Денис Безносов «различные варианты» стр.14
5. Дмитрий Мурзин «Как мало воздуха и света…» стр.151
6. Владимир Салимон «Много места он не занимал…» стр.178-179
7. Бахыт Кенжеев «Люблю хозяйничать, знаю шурупу, отвёртки и гвозди…» стр.95
8. Иван Козлов «На лесозаготовительном поприще трудится Адександр Петров…» стр.99
9. Станислав Бельский «Одноклассница», стр.20-21
10. Алексей Цветков «репетитор», стр.210-211
11. Леонид Костюков «Я родился и вырос…», стр. 106
12. Борис Херсонский «Жизнь – не классическая симфония, где к финалу…» стр. 207
13. Андрей Гришаев «Помню я синее, синее море…» стр. 49
14. Юрий Цветков «Мне часто снится сон…» стр. 212
Презентация, Антология лучшие стихи 2011 года, ОГИ, Дозморов, Музей Серебряного века
13.05.2013, 7638 просмотров.