19 февраля в клубе «Билингва» состоялась презентация книги Александра Скидана «Сумма поэтики». В этот сборник критических статей вошли тексты, публиковавшиеся в различных изданиях на протяжении двухтысячных. Скидан особо подчеркнул важность «случая», когда критик, спонтанно откликнувшийся на просьбу редактора того или иного издания, начинает рассматривать поэтику автора, которая до этого не входила в зону его пристального внимания. Надо сказать, что подобных рецензий у Скидана немало, но все же интерес к определенной группе авторов, держится у него на протяжении долгого времени. Это в первую очередь Александр Введенский, Аркадий Драгомощенко, Осип Мандельштам, Константин Вагинов, Кирилл Медведев, Елена Шварц, Д.А.Пригов, Сергей Завьялов, Елена Фанайлова. И, конечно, Гертруда Стайн, Кэти Акер, Вальтер Беньямин, Пол Боулз, Жак Деррида, Энди Уорхолл, Ролан Барт.
В ходе презентации критика представляли коллеги: Кирилл Корчагин, Борис Дубин и Кети Чухров.
Кирилл Корчагин – выступивший, кстати, редактором «Суммы поэтики» – сказал о том, что тексты Скидана представляют собой весомый ответ на вопрос: «как писать критику сегодня?» Также им была подчеркнута междисциплинарность подхода Александра Скидана, его апелляция к множеству сопредельных практик: в частности, к теоретическому базису арт-критики, музыковедения, философии и т.д. и т.п.
Борис Дубин отметил, что критика Скидана создается в ситуации усложнения картины мира и изменения статуса автора, когда вопрошается сама работа мысли (путь, который европейские интеллектуалы прошли в середине прошлого века). Поэтому ему важно обратить внимание на поэтов, стоявших у истоков поэзии модернизма и связанного с ним типа смыслополагания и даже жизнестроительства: Шарль Бодлер (через призму работы Беньямина «Поэт в эпоху зрелого капитализма»), Артюр Рембо с его стремлением быть «отчаянно современным», Стефан Малларме с его опытами имперсонального письма. Красной нитью сквозь всю критику Скидана проходит вопрос о субъекте, столь существенный для второй половины двадцатого века, в особенности его политическая составляющая. Ответ, который дает Скидан, по оценке Дубина, одновременно неожиданный и убедительный: он дистанцируется от политики в бытовом понимании, помещая в центр «слабое», «женское» (как в эссе «Сильнее урана», посвященное женской поэзии 1990-2000-х), помня о том, что забота о хрупком и есть политика.
Основным мотивом речи Кети Чухров была мысль о том, что работа Скидана находится на территории модерна с ее трагическими разрывами и неразрешимыми вопросами. По мнению Чухров, он предстает своего рода хранителем, осуществляющим опись «имущества», которым уже невозможно воспользоваться ( «…Все эллинисты в каменных театрах/ и все ходят увидеть всех/ хотя бы инициалы в титрах/ потом
По словам Александра Скидана, важную роль в понимании того, что есть критика сыграли для него Иннокентий Анненский, Осип Мандельштам, а также Поль Валери, Ролан Барт, Юрий Тынянов и Михаил Бахтин. Именно прочитав работу Бахтина о Достоевском, он стал внимателен к «другости» собственного высказывания, к практикам, где высказывание «расщепляется на молекулярном уровне», высвечивая несамотождественность субъекта. Одним из известнейших опытов подобного анализа–включенного в презентовавшуюся книгу – было эссе о Константине Вагинове, в котором Скидан отказывается от нормативного прочтения этого «потайного классика», предлагая обратить внимание на цитатность его письма и воздвигаемый им образ художника.
Денис Ларионов
05.03.2013, 5746 просмотров.