Не так уж часто бывает на презентациях поэтических книг, чтобы буквально после каждого прочитанного бенефициантом текста из переполненного зала раздавались аплодисменты, а временами крик «Браво!». Именно так было 2 декабря в Билингве на презентации книги Сергея Строканя «Корнями вверх». Когда же по окончании чтения Данил Файзов предложил залу задавать вопросы, повисла пауза, а затем раздался возглас «Гениально!».
Это был праздник. Собравшиеся праздновали выход книги, вобравшей в себя основной корпус текстов (в книге почти 200 страниц) поэта, заслуженно названного «незаурядным», и выход этой книги по ходу презентации был назван «большим», даже «гигантским» событием и «большой радостью». Это был праздник метафоры, точнее метаметафоры, недаром открывший презентацию Андрей Тавров начал с разговора о метареализме, явление которого без творчества Сергея Строканя «было бы неполным». Метафора, на которой зиждется метареализм, была названа им «инструментом выявления» того пространства беспредельной «радости», в котором «все со всем сходится» и о котором «мечтает каждый человек».
О явлении метареализма и Сергее Строкане как представителе этого явления говорили все выступающие. Вообще, атмосфера презентации книги напоминала атмосферу вечера из цикла «Система координат»[1]. Сам бенефициант, выразив благодарность издательству, заговорил о написанном Марком Шатуновским предисловии, в котором тот буквально вызвал из прошлого время «молодой неофициальной литературы» «начала 80-х», когда «на студии Ковальджи» в редакции журнала «Юность» «доминировали метареалисты – Алексей Парщиков, Иван Жданов, Александр Еременко». Первый прочитанный Строканем текст был «Торф», который посвящен Алексею Парщикову как «культовой фигуре» метареализма. А последний – стихи самого Алексея Парщикова, и думаю, что у всех, как и у меня, дрогнуло сердце при словах «стадион как черная галера…».
Вопросов никто не задавал. После паузы, во время которой стало ясно, что их не будет, к микрофону вышел Александр Самарцев, довольно экспрессивно выразив пожелание, чтобы «
Можно сказать, что начало этому было положено. Коротко, насколько позволил формат мероприятия, друзья и коллеги Строканя, свидетели его творческого и жизненного пути, высказывали свое мнение о его поэзии и поэзии вообще. В заключение с очень интересной речью выступил Марк Шатуновский. Он говорил о Вознесенском и Бродском, о метафоре, которая может быть как «приколом», так и «сложным ходом, оплаченным ценою жизни» и многом другом, как бы подводя итог под всем, что было сказано на презентации.
Остается добавить, что у книги Сергея Строканя очень удачное название – «Корнями вверх». Эти слова из строки «Корнями вверх растут деревья» написанного им в 1978 году стихотворения «Зимняя гравюра». Человек, как и дерево, стоит на земле, уходя в нее корнями, и тянется к небу. Но в пространстве метаметафоры «все со всем сходится», в том числе земля с небом и низ с верхом. И, прорастая корнями в землю, человек одновременно прорастает ими в небо. Это и есть проглядывающая сквозь обыденную непостижимая разумом, но отображаемая поэзией метареальность.
Людмила Вязмитинова
[1] Цикл вечеров «Система координат: открытые лекции по русской литературе 1970-2000-х годов». Организован проектом «Культурная инициатива» как попытка зафиксировать и проанализировать текущий литпроцесс и литературную ситуацию, сложившуюся за последние несколько десятилетий. Лекции читаются литераторами и критиками, придерживающимися разных эстетических позиций, видение основной проблемы вечера, присущее ведущему «лектору» комментируется, подтверждается или опровергается со-участниками открытой лекции – писателями, поэтами, критиками и публикой. Лекция под названием «Где зарыта метареалистическая собака» была прочитана Марком Шатуновским 31 января 2010 года.
Билингва, Презентация, Строкань
25.01.2013, 5175 просмотров.