Два полюса одной планеты
21 ноября в клубе «Билингва» группа «Культурная инициатива» провела вечер из цикла «Полюса»: Владимир Козлов (Ростов-на-Дону) и Александра Мочалова (Вятка).
«Если говорить метафорически о стихах Владимира — это земля, щебень, строительный материал, из которого можно возводить стены, твёрдую опору, а поэзия Александры — это воздух», — так определил полярность поэтов Александр Переверзин, главный редактор издательства «Воймега», выпустившего книги обоих авторов в 2012 году. Внешний вид самих книг — тоже «полюса»: «Самостояние» В. Козлова издано в серийном оформлении, по-столичному стильном и символичном; на обложке книжки А. Мочаловой «Хакклбери» — её собственный рисунок, личностный и тёплый. В качестве дополнительного плюса этих «Полюсов» редактор отметил не совпадающие аудитории авторов: «Они живут в разных городах и в Москве выступают редко. Поэтому, те, кто пришёл послушать Владимира, вряд ли слышали стихи Александры, и наоборот. Таким образом, у всех появится возможность познакомиться с ещё одним интересным поэтом». В зале присутствовали критик и литературовед Игорь Олегович Шайтанов, фотохудожник Анатолий Степаненко, поэты Александр Павлович Тимофеевский, Инга Кузнецова, Надя Делаланд, Елена Погорелая и др.
Александра Мочалова по первому образованию — художник. Её стихам открыт мир красок и мастерских, бутафорки, «театральной жизни шаткой», так же, как мир «стихования», так же, как мир домашнего уюта. Всё наравне. Стихи построены на нюансах. Они интуитивны. На вопрос, почему она читает именно так, Александра ответила: «Так я слышала эти стихи, когда писала их». Поэзия управляет ею, приводя к причудливым фантасмагориям и приумножая смыслы:
Горным эхом, гонгом, горном,
бумерангом, Гоголь чёрный,
Гоголь Гофман, Гоголь, много ль?
— Нет не много до Ван Гога.
Голубь, угол, уголь, утка –
страшно, Гоголь? Гоголь, жутко?
— До смешного, слёзы градом,
град горохом, снегопадом.
Гром над городом и гогот.
Над собором, над костёлом,
над мечетью, синагогой –
Гоголь строгий и весёлый
разговаривает с Богом.
Владимир Козлов, напротив, хозяин своим стихам. Автор не просто пишет — он решает задачу, глобальность которой трудно переоценить: поиск героя. Теоретическое обоснование книги не менее важно, чем сами тексты. «Вы ищете героев в собственном подсознательном?», «В чём разница между героем и персонажем?», — спрашивает зал. Профессиональный критик, филолог и журналист, Владимир Козлов дал развёрнутое определение своему пониманию слова «герой». При этом персонаж, в отличие от героя, появляется и исчезает, в персонаже есть
В лирическом мире Владимира Козлова человек должен состояться как герой и вписаться в современный мир. Просто так, никем, он быть не может.
Лежит Париж в четыреста слоев.
Текущие сюда со всех краев
невольно исполняют ноты
эпох на выбор: гунны, гугеноты —
а ты еще не понял, кто ты…
В традиционной вопросно-ответной части вечера стала очевидна разница мыслей двух авторов и по форме, и по содержанию, но такая разница, которая позволяет служить дополнением друг друга, создаёт объёмный мир, Планету между полюсами. Географическая тема возникла ещё во вступительном слове А. Переверзина: «Саша Мочалова приехала с севера, Владимир Козлов — с юга. Москва оказалась посередине, на экваторе». На вопрос о различии между городами, где они живут, и Москвой, авторы раскрыли два противоположных, но равно распространённых представления о Москве. С одной стороны (со стороны современного миллионника Ростова-на-Дону) Москва — это иллюзорный город, оторвавшийся от реальности своей страны, впустивший в свою жизнь фантастическое. С другой (из старинного городка Вятки) — Москва реально-бытова, противопоставлена «сказочным» провинциальным городам. Но оба автора ездят за литературной подпиткой в столицу.
Речь Владимира, чёткая и обоснованная, создавала «базу» ответа, после чего Александре было достаточно одного-двух слов, чтобы дополнить созданную им картину другим смыслом, подсветить и перевернуть. На вопрос «В чём для вас радость творчества?» Владимир ответил: «готовое стихотворение», и задал тон ответа на этот вопрос, по замечанию ведущего вечера Юрия Цветкова, «сомнительный по формулировке, ведь не всегда творчество – радость». После чего Александре естественно было ответить: «А для меня сам процесс». Вряд ли она слышала,
На вопрос «друг о друге» Владимир Козлов ответил кратким филологическим анализом стихов А. Мочаловой, отметив сложную ритмику и особую музыкальность. Александра же определила совыступающего ощущенчески точно словом «надёжность».
Оппозиция «земля — воздух», «экспериментальный поиск, работа» Козлова (А. Переверзин) с одной стороны, «думанье на ощупь» Мочаловой (определение И. Кузнецовой) с другой. Конечно, и то, и другое — определения условные. Выпускница Литинститута Александра Мочалова прекрасно знает, что такое «техника», как «работать над стихами» и проч., а Владимир Козлов, как любой поэт, зависим от своего дара. Но противостояние «разумное — интуитивное», «научное — художническое» совпали 21 ноября с голосами ( «мужское — женское»), настроениями ( «уверенное — трепетное»), и нерв единства-противоположности сделал единым целым совместное выступление двух поэтов, прежде лично не знакомых.
Объединяет авторов не только внимание к культуре, не только любовь к стихам О. Чухонцева, которого оба назвали в числе трёх любимых поэтов. Объединяет В. Козлова и А. Мочалову серьёзное отношение к литературе и жизни, человеческая истинность, которую невозможно подделать. Возможно только подобрать людей по голосу, чтобы они звучали парой, и 21 ноября организаторам «Полюсов» это удалось.
Лета Югай
Билингва, Полюса, Владимир Козлов, Александра Мочалова
18.01.2013, 5951 просмотр.