Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1970-2000-х гг.». Рок-кабаре Алексея Дидурова

24 октября в клубе «КнигИ в Билингве» в цикле вечеров «Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1970-2000-х гг.» вспоминали рок-кабаре Алексея Дидурова. То, что происходило, трудно соотнести с аудиторным учебным процессом. Это был именно вечер воспоминаний, в ходе которого об Алексее Дидурове говорили его друзья, либо прошедшие через рок-кабаре «Кардиограмма», как Виктор Шендерович, Татьяна Милова, Юлия Скородумова, Елена Исаева, Инна Кабыш, либо наблюдавшие за жизнью этого удивительного предприятия, как заявленный «лектор» Юрий Ряшенцев.

Юрий Евгеньевич начал свой рассказ выдержкой из интервью, предложив залу угадать интервьюируемого. «Экстремистом», признававшимся, что «искал ходы к террористам», чтобы уничтожить советское руководство, оказался Дидуров. Все выступавшие после Юрия Евгеньевича не оспаривали того, что характерной чертой Дидурова был именно «экстремизм» – если понимать под этим не только известную резкость выпадов, которые он себе позволял, но, главное, бескомпромиссность в отстаивании своей жизненной позиции, своей личности, своей свободы.

Кто-то привел афоризм: свобода заключается не в том, чтобы делать то, что хочешь, а в том, чтобы не делать того, чего не хочешь. Эталоном такой свободы можно считать Алексея Дидурова, на чьем пути не однажды вставали искушения славой и властью. Дидуров уходил от истеблишмента, когда тот сам шел ему навстречу. Как сказал Юрий Ряшенцев, он не знал человека, который до такой степени «не умел продаваться». Слово «продаваться» уместно понимать не только как продажу за деньги своего «пера», но и как предательство – своей независимости, своего представления о чести, своей ненависти к любому гнету, будь то прямой гнет высших инстанцией, диктовка стереотипов или литературной моды. Эта непримиримость доходила у Дидурова до того, что он отрицал всякую «цензуру», полагая неприкосновенным право каждого высказаться, и давал карт-бланш молодым людям самой разной меры дарования. Но отсев все равно происходил – сам собой: в потоке «шлака» (выражение, звучавшее на вечере) попадались находки вроде восемнадцатилетнего Дмитрия Быкова, впервые заявившего себя со сцены «Кардиограммы».  

Дело не только в принципе. Поэт и бард умел и, главное, хотел разглядеть искру Божию в каждом юноше со стихами и гитарой (будучи нередко обманут своим желанием). Но, поверив в талант, Дидуров отдавал ему себя самоотверженно, зачастую жертвуя временем и силами, которые мог бы направить на собственное творчество. Радость за другого была для него естественна. Виктор Шендерович вспомнил случай, когда Алексей Дидуров специально приехал к нему, начинающему литератору, на другой конец Москвы, чтобы вручить только что вышедший сборник авторов «Кардиограммы» и увидеть, как просияет лицо молодого коллеги.  

Каждый, бравший на вечере слово, вложил в общую копилку благодарной памяти что-то   важное. Татьяна Милова – атмосферу сплоченности и сердечности среди участников рок-кабаре. Юлия Скородумова – способность мастера быть нелицеприятным, когда критика могла помочь задаткам окрепнуть, и всегда при этом оставаться чутким. Елена Исаева – организаторский гений, всегда кипящую вокруг него жизнь. Самую эмоциональную речь произнесла Инна Кабыш. Дидуров научил ее любить поэзию и ставить человека выше поэзии, его «уроки» помогли ей раз и навсегда воспринять уроки литературы, которые она ведет в обычной средней школе, как служение, как своего рода спасательную миссию. При всем «экстремизме» создатель едва ли не первого свободного творческого клуба 80-х рано пришел к убеждению, что с помощью автоматов в нашей стране толку не добиться. И свою задачу сформулировал так: вырвать у них (не только у идеологической машины, но и у всякой казенщины, лжи, серости) хотя бы по одному человеку. Такая вера в культуру, такой пафос отличал этого человека, в котором Юрий Ряшенцев когда-то   усмотрел сходство с Франсуа Вийоном.

Алексей Дидуров в свою очередь не «оккупировал» отвоеванных им людей, и это в полной мере доказывают прочитанные на вечере стихи столь непохожих по своим поэтикам питомцев «Каридиограммы». 

 

 Марианна Ионова

Система координатБилингваДидуров 

03.12.2012, 6621 просмотр.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru