Литературный сезон на проветренных за лето площадках «Культурной инициативы» принято открывать
Потому литературный сезон 2012-2013 в клубе «Книги в Билингве» был открыт 6 сентября презентацией автобиографии Сергея Гандлевского «Бездумное былое» (Corpus, 2012). Мемуары выросли из ответов на вопросы Линор Горалик, бравшей у автора интервью для своей книги, которую составят рассказанные от первого лица истории жизни многих современных российских поэтов. Занимаясь правкой присланного из редакции материала, Сергей Маркович увлекся и вышел за рамки и формата, и отчасти жанра. Однако первоначальное интервью тоже увидит свет – наряду с другими, в книге Линор Горалик.
Выступившая с предисловием издателя главный редактор издательства «Corpus» Варвара Горностаева подчеркнула, что вообще-то «Corpus» специализируется по переводной литературе, но вот уже в третий раз – после книг Наума Нима и Льва Рубинштейна – она и коллеги не смогли удержаться, выйдя на блестящий русский текст.
Сергей Маркович заготовил для чтения лишь один фрагмент, чем только раздразнил аппетит слушателей. На этом вечере аудитория предпочитала не задавать вопросы, а наслаждаться текстом в исполнении автора, и все время требовала еще. С.М. пошел навстречу, прочитав фрагмент на столь всеми любимую тему о детстве и выборе «кем быть» (литератором – наперекор семейной традиции и видимому отсутствию оснований).
Видя, что публика настроена излишне миролюбиво, дело взял в свои руки Данил Файзов. Его вопросы были на порядок взвешеннее и острее, чем обычно приходят из зала. Так, он спросил С.М., стал ли тот богаче на целую жизнь от написания автобиографии. Как сказал Кришнамурти, на правильно поставленный вопрос не может быть ответа, поэтому Сергей Маркович не стал выбирать между однозначным «да» и однозначным «нет», впрочем, подтвердив не обогащение, но изменение. Сравнивая нынешнюю документальную прозу с автобиографическим романом «Трепанация черепа», он отметил, что новый, соответствующий возрасту взгляд на вещи заставляет писать лаконичнее и сдержаннее. Однако и в «Бездумном былом» узнаваемый «неоклассический» стиль Гандлевского, поступившись количеством, сохранил свое качество пышной строгости.
Еще один вопрос Данила касался отношения к поэтической молодежи и отличия ее от той. С.М. признался, что поначалу в молодых поэтах его неприятно удивила нацеленность на успех, однако позже он пересмотрел свое отношение: если его ровесники презирали амбиции, то потому, что любой успех был а приори сопряжен с изменой себе. Сегодня же, при всем многом дурном, необходимости в этом нет.
На вопрос, как он относится к стихотворению Льва Лосева «Прогулки с Гандлевским», С.М. сказал, что у Лосева есть безусловные шедевры, но это стихотворение не из их числа.
Также аудитория узнала, что большая часть эссеистики написана Сергеем Марковичем на заказ, но и заказу, и внутреннему побуждению он следует с одинаковой отдачей.
В заключение Сергей Маркович прочитал несколько стихотворений. Талант Гандлевского-мемуариста не станет откровением для тех, кто хорошо знаком с его поэзией, говорящей, по большому счету, всегда об одном. О нелегком собственном бытовании на фоне «автобиографии» – и «автобиографии» на фоне эпохи, о соотнесенности личного и «московского» времени. О прошлом, беспощадно просеянном через сито внутреннего опыта.
Еще одна попытка увидеть и оценить – и вновь, уже по-своему, удавшаяся.
Марианна Ионова
14.09.2012, 4858 просмотров.