Главный молодой поэт России презентовал главную поэтическую книгу года на главной литературной площадке Москвы.
Вот вам, уважаемый отдел культуры «Русского репортера», давшего недавно портрет Ольги Седаковой на обложке и подзаголовок к интервью с нею «Во что верит и на что надеется главный поэт страны»!
И это не означает, что автор почему либо против самой Ольги Александровны или ее стихов. Автор, скорее, против броскости и журналистского наскока. А книга Марии Степановой «Киреевский», которую она презентовала 27 марта в московском клубе «Дача» — бывшем пристанище телешовских «сред» — действительно, явление особое. Убежден, что вокруг нее еще будет немало критических споров. Пока же можно отметить одно: Степанова как бы вернулась к поэтике «Песен северных южан». «Как бы» — потому что возврат произошёл, как нас учит великая диалектика, на ином качественном уровне. Поэтика Степановой, используя фольклорные формы, одновременно отталкивается от них и перечеркивает их. Для чего? – ну хотя бы для того, чтобы на изломе и отрицании прорваться к новому способу говорить. Но, сдается мне – не только для этого. Я
Упомянутый же иной качественный уровень – это переход от работы большими мазками (читай – нарративом «страшных сказок») в «Песнях» к работе пуантилистской, на уровне словосочетаний, вкраплений и цитат, в «Киреевском». Так получается тоньше. Но если вчитаться – страшнее.
Книга состоит из трех частей: первая, «Девушки поют» — песни-рассказы самой МС про «жисть». Здесь есть и прямые отсылки к «Песням северных южан» ( «Мать-отец не узнали..“ и “- Ах, мама, что у нас за дворник…»), и «сиротские» песни-жалобы, и вариации на известные по застольному хмельному пению темы ( «Мы бежали-бежали…» отсылает к «По тундре, по железной дороге»). Вторая, собственно «Киреевский» — сборник десяти «народных» песен as seen by МС. Тут стилизация выворачивается наизнанку, собирается над головой, подобно туче грозовой, завершаясь надрывной «Там стоит-стоит олень» и грозной «Собираются последние песни». Третья, на мой вкус – самая яркая, часть книги – «Подземный патефон». Это отражение всем известных мелодий с патефонных пластинок (а сюда попала, например, и «Рио-рита») в какой-то тёмной глубине мещёрского озера, дно которого устлано павшим листом, а местные шушукаются, что, может, дна-то никакого и нет, а есть ход в подземное царство…И, в завершение, «Четыре оперы и два стихотворения» — мощный, но не без лукавой улыбки порою, выход в совсем уже метафизику.
После всего сказанного остается добавить немногое. Что в зале яблоку негде было упасть, а это на московских поэтических вечерах бывает не столь уж часто. Что замечательная манера чтения Маши – глубоким, но ровным и как бы отстраненным голосом – манера, удивительно соответствующая духу ее поэтических текстов, никуда, слава богу, не делась. Что чтение проходило одним куском, и все внимательно слушали, не перебивая и не выкрикивая ( «и будьте мне премного благодарны / за то, что пять минут никто не ржал» — Ю.Мориц). Что и фуршет по окончании чтений отличался какой-то особенной доброжелательностью. И – пожалуй, что интересно будет вскоре сравнить вышедшую книгу Степановой с готовящейся к печати повестью в стихах другой Марии – Галиной – «о Лизе» и, наверное, с какими-то новыми объемными поэтическими текстами минчанина Дмитрия Строцева и уже упоминавшейся Ольги Седаковой. Потому что, при всем различии творческих манер, пожалуй, только эти четыре современных русских поэта (впрочем, я бы, с некоторыми оговорками, прибавил и Аллу Горбунову) могут с одинаковой легкостью глядеть в бездну и тут же переводить взгляд на небеса.
Геннадий Каневский
25.04.2012, 8128 просмотров.