При поддержке Мандельштамовского общества
12 апреля 2012 года на «Улице ОГИ» в рамках Всемирного дня поэзии поэт, филолог, критик Данила Давыдов прочитал лекцию «Традиция Мандельштама в новейшей поэзии». «Новейшей» – условно, поскольку речь шла о поэзии последних 40 лет, начиная с середины 1970-х:
И разом вспомнишь как там дышится,
Какая слышится там гамма.
И синий с предисловьем Дымшица
Выходит томик Мандельштама.
(Сергей Гандлевский, «Элегия»)
В лекции было показано, что поэтический диалог с Мандельштамом стал уже традицией в современной поэзии, стал культурным феноменом, требующим осмысления. О масштабах темы наглядно свидетельствовали горы поэтических сборников, громоздившихся на столе перед лектором – были прочитаны и проанализированы «мандельштамовские» стихи Михаила Айзенберга, Полины Барсковой, Евгения Бунимовича, Сергея Гандлевского, Анны Горенко, Александра Еременко, Михаила Лаптева, Льва Лосева, Ники Скандиаки, Ирины Шостаковской и других.
Но вначале выступающему потребовалось немало вводных слов, чтобы охарактеризовать те особенности поэтики Мандельштама, которые сделали возможным этот продолжающийся диалог и определили пути развития мандельштамовской традиции (особое внимание было отведено «Оде» и взгляду на нее Бродского). Автор также напомнил некоторые положения классической работы Ю.И.Левина, Д.М.Сегала, Р.Д.Тименчика, В.Н.Топорова и Т.В.Цивьян «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма», в названии которой — слово «потенциальная» подсказывает возможность продолжения мандельштамовского слова в новейшей поэзии. Эту «потенциальность» Данила Давыдов связал с установкой автора «Утра акмеизма» на «слово как таковое», заметив, впрочем, что Мандельштам оказался востребован в современной поэзии не столько как акмеист, сколько как автор «московских» и «воронежских» стихов 1930-х годов. При этом стихи «Камня», наряду с поздними стихами, также входят в «шорт-лист» наиболее часто цитируемых и перепеваемых в современной поэзии (первое место в этом списке, по наблюдениям Данилы Давыдова, принадлежит «Ламарку»). Определяющим фактором этого тяготения, стал, по мнению докладчика, мандельштамовский миф – в процессе обсуждения Леонид Видгоф обозначил этот миф формулой «поэт в аду», придавшей разговору еще более далекую историко-культурную перспективу. В дискуссии также приняли участие Юрий Цветков, поднявший вопрос о точке отсчета, с которой фигура Мандельштама занимает центральное место в сознании культурного сообщества, и Дмитрий Бак – он рассказал собравшимся о ранних, неопубликованных стихах Арсения Тарковского 1926-1927 гг., в которых сложным образом выясняются отношения поэта с Мандельштамом.
Лекция обнаружила глубину предложенной темы и ее важность для понимания современной поэзии.
Ирина Сурат
23.04.2012, 5721 просмотр.