Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Вспоминаем вологодский фестиваль "М-8"-2012

В начале января 2012 года в Вологде в шестой раз прошел поэтический фестиваль М-8, организованный при участии многих институций http://kultinfo.ru/novosti/796/, и состоявшийся, как всегда, благодаря энтузиазму и неуемной энергии патриота вологодской литературоцентричности Данила Файзова. Нынешний фестиваль был посвящен двум достаточно далеким, но в некоторых отношениях вполне сопрягаемым литературным датам: столетию русского футуризма и двадцатилетию альманаха «Вавилон». В два фестивальных дня было плотно спрессовано так много разнообразных мероприятий, что мало кто из участников, да из публики тоже, успел посетить все. Под занавес фестиваля усталые гости, выпивая потихоньку в ожидании ночных поездов в кафе вологодского Дома актера, перебрали впечатления этих двух дней, и сошлись в одном – кажется, фестиваль удался.

Некоторые мнения о последнем фестивале М-8 мы публикуем ниже.

 

Владимир Беляев (Санкт-Петербург – Пушкин)

Предварю свой краткий отчет некоторыми общими соображениями. Любой не слишком наивный литератор понимает, что значат слова «концепция», «контекст» применительно к книгам стихов, поэтическим антологиям. А вот, что касается литературных фестивалей, — то нередко их участники не рассматривают фестивали как действия, имеющие свою концепцию, драматургию, порядок, и основная программа воспринимается как бесплатное приложение к неформальному общению. Но это вполне простительно участникам фестиваля. Публике простительно и это, и то, что она, в большинстве своем, приходит на имена.
А вот организаторам фестиваля ориентация на имена при полном отсутствии концепции, или при откровенном диссонансе между позиционированием фестиваля и его программой — непростительна. Есть много фестивалей в России и за ее пределами, которые страдают вышеозначенными недостатками.
Фестиваль «М-8» — 2012 в этом смысле редкое счастливое исключение.
Концептуально фестиваль был привязан к двум явлениям в русской поэзии, к двум датам, 100-летию русского футуризма и 20-летию альманаха «Вавилон». Да, явления принципиально разные, но достаточно того, что и за тем, и за другим стоит опыт преодоления.
В целом, все было по-хорошему просто. Никаких нагромождений в программе, за исключением вечера Евгения Рейна, совпавшего по времени с чтениями, посвященными 20-летию альманаха «Вавилон».
Несколько слов об основных мероприятиях.
Поэтические чтения, посвященные столетию русского футуризма.
Не было ощущения, что кто-то   из поэтов оказался на них случайно, и даже в тех редких случаях, когда мне было совсем не близко, что читал автор, я хорошо понимал, почему он читает именно на этом вечере. Почти всех выступающих вживую я слышал впервые, в том числе хорошо известных и любимых мной Марию Галину, Аркадия Штыпеля, Виктора Коваля, — в Петербурге они, как ни странно, редкие гости.
Поэтические чтения, посвященные 20-летию альманаха «Вавилон».
Обстоятельный рассказ Дмитрия Кузьмина с занимательными отступлениями прояснил для меня некоторые основном, хронологические) детали. Но и сама идея, необходимость создания этого проекта стала более понятной. Особенно запомнилось чтение Данилы Давыдова, которое интересно диссонировало с новогодним интерьером кафе «Актеры».
Отдельное спасибо организаторам за концерт Веры Сажиной и группы Wargausen Sisters. Во-первых, это само по себе здорово, а во-вторых — их выступления были совершенно логичным завершением именно такой фестивальной программы.
…За разговором о концептуальных соответствиях забыл о главном — о всегда гостеприимных вологжанах, с которыми меня давно связывают самые теплые и нежные чувства.

 

Галина Щекина (Вологда)

Поэтические чтения на М-8 начались в первый же день  (отчет о других мероприятиях здесь http://oratoria.livejournal.com/2012/01/05/), встроенные в экскурсию в этнографический музей Семёнково. Ясно, что это было организовано для гостей, чтобы они и с музеем ознакомились, и местных поэтов послушали. Но наши поэты в Семёнково уже много раз были, да и число мест в автобусах было весьма ограничено. Поэтому, после собственно экскурсии, в избе музея прозвучали стихи Валерия Архипова, Наты Сучковой, Марии Суворовой и Леты Югай. А это авторы все известные, знакомые по прежним выступлениям. Вообще на «М-8» 2012 года была проведена резкая граница между москвичами и вологжанами, что не есть хорошо.
В чтениях, посвящённых 100-летию футуризма, участвовали практически все поэты-гости: Наталия Азарова, Мария Галина, Данила Давыдов, Татьяна Данильянц, Виктор Коваль, Дмитрий Кузьмин, Андрей Полонский, Сергей Ташевский, Аркадий Штыпель, Алексей Яковлев… Интересны все, но поскольку авторов очень много, вникнуть в слово каждого не удавалось. Если бы их было меньше, то они и запомнились бы лучше. Подобно читкам начала XX века эти чтения были парадом противоположных поэтических манер: чёткая артикуляция Галиной, буйный гротеск Штыпеля, взволнованный пафос Яковлева, грассирующий рык Полонского, подчёркнутое актёрство Романовой и тихая камерность Данильянц… Однако в памяти всё-таки многие поэтические имена остались благодаря роскошным книжным раскладкам, которые сопровождали все чтения.
Яркое впечатление оставила связанная с русским футуризмом читка у памятника Батюшкову (снежый Опен-эйр) и вечер в Доме актёра, посвящённый двадцатилетию альманаха «Вавилон». Как мы видим, разнообразие форм помогало избегать обыденности. В каждых чтениях был элемент праздника. Опен-эйр и «Вавилон» позволили удачно сочетать участие москвичей и вологжан в пределах одной программы.
Вечер в Доме актёра, где Дмитрий Кузьмин много и цветисто рассказывал об истории альманаха «Вавилон», был очень интересным. Выступление каждого поэта предварялось рассказом  Кузьмина и сопровождалось шумными комментариями публики – в кафе Актёра обстановка к тому располагает. Вот только в конце вечера, когда подошёл час следующего мероприятия фестиваля, зрители накалились: пора было бежать в областную библиотеку слушать Рейна, а Кузьмин отказывался это понимать, продолжал говорить.
Вечер поэзии Евгения Рейна также имел свои плюсы и минусы. Хорошо, что в роли ведущего выступила супруга поэта – Надежда. Но потом, когда Рейн долго и размеренно читал свои стихи, стало немного грустно. Уважаемый мэтр уже не обладает той чтецкой техникой и выразительностью, которая ещё пять лет назад повергала слушателей в изумление. Вопросов к поэту у публики было немного. Они касались, конечно же, имени Бродского, петербургского периода жизни, поэтической компании Рейна (Бродский, Найман, Бобышев, Басманова) и визитов Рейна в Вологду. Рейн отвечал, что Вологда очень нравится, но когда он тут был впервые – не помнит. А был он здесь не только по литературным, но и по делам кино. В 1998 году Рейн приезжал в Вологду с презентацией журнала «Арион», с ним тогда выступали Владимир Строчков, Татьяна Бек и Игорь Шайтанов. На сей раз Игорь Шайтанов задал Рейну вопрос об отношении к современным поэтам. В ответ Рейн перечислил имена поэтов старшего поколения: Кушнер, Чухонцев, а о молодых авторах не сказал ничего. Но, в любом случае, встреча с крупнейшим поэтом эпохи останется в памяти.
Поэтическая палитра фестиваля «М-8» дала возможность ещё раз убедиться в богатстве и разности современных поэтик: от обрывистых задыхающихся строк Татьяны Данильянц: 

«Простая еда – хлеб.
Хлеб насущный да снег,
Голубеющий сад.
Хлеб. Снег. Сад.
И больше не нужно».
до размеренных волн рейновского стиха, в котором, несмотря на классический строй, прорастали мотивы футуристов. 

…Помню,  я  ездил туда на трамвае №   12,
остановка «Обводный канал».
Книжный ряд барахолки —
и было их два или три человека,
не больше.
Они торговали стихами.
На земле чемоданчик открытый:
там уложены в стопки
эти легкие книжечки —
так недорого стоили,
что стыдно сбивать было цену —
ничевоки, фуисты,
футуристы и все остальные.
 Я  не знал, что иные из них еще живы,
что Олимпов служил
управдомом где-то   на Петроградской,
что Крученых и Рюрик Ивнев могли свои книжки
 мне  еще подписать.
 Я  пытался читать среди сумерек
предвечернего часа:
 Я  в землю врос
и потемнел.
Под гривою волос
нашел предел.
 Я  от рожденья гениальный
Бог, электричеством больной.
Мой в Боге дух феноменальный
Пылает солнечной весной.[1]

И это  мне  нравилось.
Но  сам   я  стеснялся так написать.
Все измелилось, все.
Трамвая вовсе нет.
«Пощечина». «Засахаренные кры» —
пять тысяч долларов.
Давным-давно
нет никого из них на свете.
И долго  я  блуждал в потемках,
и дорого  мне  стоили мои затменья.
И наконец, да, наконец
 я  твердо выяснил:
« Я  —  Самодержец   Вдохновенья 
 Непогрешимец   Божества.

 Собою   Сам   Творец   Творенья 
 Бессмертной   Жизни   Голова “.[2]

 

Лета Югай (Вологда)

Фестиваль М-8 проходит в Вологде в новогодние дни, по законам карнавала, шумный, тёмный, праздничный. Мне нравится, что фестиваль имеет тему, которая создаёт „своё лицо“ М-8. В 2011 году это был акмеизм, в 2012 – столетие русского футуризма. О наследии футуризма, его литературной репутации и влиянии на настоящее время говорили участники „круглого стола“: москвичи Юрий Орлицкий, Данила Давыдов, Дмитрий Кузьмин, преподаватель ВГПУ Юрий Розанов, который сделал акцент на биографических и творческих пересечениях В. Хлебникова и А. Ремизова. Наложение начала ХХI века на любимое всеми начало ХХ придаёт объём. И опять же – маскарадность.
Красивая визитная карточка М-8 – Снежный опен-эйр, чтения на фоне памятника Батюшкову. Пикник на обочине, где собрались приехавшие на М-8 поэты и Батюшков со своим видом транспорта, конём. В этом году в исполнении участников фестиваля звучали стихи футуристов. Поэт выбирает поэта, манера чтения – реплика в диалоге. Мне особенно пришлось по сердцу, как Мария Галина читала брендовое „В шумном платье муаровом“, добро обиронив его.
Новшеством фестиваля было место выступления вологодских поэтов – изба в музее Семёнково, привезённая под Вологду из Тарноги, контрастно оттеняющая идею футуризма (будущего). Морозная загородная прогулка, тепло дома и дерево стен, тесный круг гостей на лавках, вместо сцены и зала, „Деревенская проза“ Наты Сучковой…
Традиционным стал слэм, где ярко и артистично выступали участники литературной группы „Периферия“ (порой уходя в чистый вокал), вологодский поэт А.Таюшев,  звёзды московских слэмов А. Штыпель и М. Галина (которая и стала победителем).
Вечер последнего дня фестиваля состоял из двух параллельных реальностей: поэтических чтений, посвященных двадцатилетию альманаха „Вавилон“ в Доме актёра, продолжившихся концертом Веры Сажиной и группы из Нижнего Новгорода Wargausen Sisters, и выступления Евгения Рейна в Библиотеке им. Бабушкина. В библиотеку пришла не только фестивальная публика, но и „простые зрители“, среди которых я увидела преподавателей ВГПУ, искусствоведов, художников.
И спасибо прошлогоднему фестивалю М-8 за возможность съездить в Пермь на фестиваль СловаNova. Там было здорово!

 

Андрей Полонский (Москва)

Первым большим событием литературного сезона 2012 года привычно стал проходящий уже в шестой раз Вологодский фестиваль поэзии М-8, который в этом году был посвящен одновременно столетию русского футуризма и двадцатилетию альманаха „Вавилон“.
В культурной жизни современной России этот фест — явление не только знаковое, но и глубоко метафорическое. М-8 – главная дорога, ведущая на Север, которой веками крепился становой хребет страны. По этой дороге шли землепроходцы и авантюристы, именно здесь веками находили приют люди, искавшие свободы и духовного уединения. Начиная с конца XV века, Вологодчина была одним из центров умственной и художественной жизни Московского государства, а вологодская поэтическая школа середины ХХ столетия для многих оказалась и оставалась десятилетиями ярким явлением на унылом фоне советской официальной литературы. Кроме всего прочего Вологда – один из красивейших русских городов, где приятно бывать и без всякого повода. Так что поэты приезжают сюда с особенным удовольствием — не только почитать стихи, но и встретиться с образованной и достаточно искушенной публикой.
К тому же двойное посвящение шестого фестиваля М-8 в 2012 году само по себе обозначило интересный вектор, почти вопрос, интеллектуальную задачку. Век тому назад поэты-футуристы своим коллективным высказыванием так увеличили напряжение между семантическими полями и музыкальными возможностями речи, что не просто заявили очередное направление в искусстве, но и изменили вкус, широту и характер слова. Ещё через восемьдесят лет авторы, объединившиеся вокруг „Вавилона“, утвердили новый взгляд на поэтику и саму сущность текста, определив тем самым не одну лишь литературную, но и мировоззренческую границу. То, что это развитие, движение поэтических практик, в том числе и внутри самих себя, продолжается, то, что жива не только постмодернистская, но рядом с ней — и авангардная эстетика, должен был показать шестой Вологодский поэтический фестиваль.
…Фестиваль открылся 3 января научной конференцией по проблемам истории русского футуризма и авангардных практик современного русского стиха. На конференции выступили вологодские и московские филологи – Юрий Орлицкий, Наталья Азарова, Данила Давыдов, Юрий Розанов и др.
В тот же день в этнографическом музее-усадьбе «Семенково» стихи читали современные вологодские поэты – Ната Сучкова, Лета Югай и др. А завершал первый день фестиваля вечер авторов, так или иначе развивающих традиции футуризма и авангарда. В диалог вступали не только тексты, но и поэтики, манеры подачи, сами системы взаимоотношений человека со временем и пространством, что было особенно интересно в контексте заявленной фестивальной темы. И, несмотря на то, что друг друга сменяли такие разные авторы, как Наталья Азарова и Мария Галина, Аркадий Штыпель и Сергей Ташевский, Татьяна Данильянц и Анастасия Романова, Вера Сажина и Виктор Коваль – их подчеркнутая индивидуальность создавала некое единство поэтического пространства, которое не часто возникает на литературных мероприятиях…
…Второй день М-8 открылся ставшим традиционным «снежным open air-ом у памятника Константину Батюшкову на берегу реки Вологды. Современные поэты читали стихи русских футуристов. Звучали не одни лишь Маяковский с Хлебниковым, но и Северянин, Гуро, Крученых. Это было трогательно и весело, к тому же каждый из прочитавших по одному стихотворению мог выпить глоток горячительного напитка, приняв чарку из рук Файзова. Однако полностью нежность и человеколюбие восторжествовали в конце open air-a, когда девочка лет 10-ти по имени то ли Танечка, то ли Леночка из города Архангельска вызвалась прочесть стишок. И прочла. Зрители и сами участники фестиваля рыдали…
…Вечером же того же дня продолжились серьезные мероприятия. На чтениях, посвященных „Вавилону“, Дмитрий Кузьмин весьма увлекательно рассказал об истории и философии проекта, а также о его месте во времени и в пространстве. Его лекцию иллюстрировали своими текстами как „старые“ классические вавилоняне – Татьяна Данильянц, Станислав Львовский и Данила Давыдов, так и их более „юные“ коллеги – Ната Сучкова и Анастасия Романова.
Завершился фестиваль двумя разными, но при этом в своём роде замечательными событиями. В зале Вологодской научной библиотеки состоялся творческий вечер Евгения Рейна, чуть позже в Доме актера выступили Вера Сажина, а вслед за ней – молодая нижегородская группа „Wargausen Sisters“. И это тоже было своеобразное триединство (возможно, трехслойный пирог). Для понимающих, конечно. На классический рокот голоса Рейна наложились шаманские метафизические порывы Сажиной, голос которой больше часа блуждал между тремя мирами. А всё завершилось лёгким и драйвовым рок- кабаре двух очаровательных „сестричек“ — с отвязными текстами в духе внезапно помолодевшего Псоя, и весёленькой музычкой электропиано на раз-два-три-четыре-раз.
…И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло и, может быть, пару раз за ворот попало.

 


[1] Стихи К. Олимпова

[2] Стихи К. Олимпова

фестивальные историиМ-8 

24.02.2012, 6151 просмотр.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru