АНТОЛОГИЯ КАК ШКОЛА ПОНИМАНИЯ
16 ноября в клубе «Дача на Покровке» состоялась презентация третьей Антологии уральской поэзии 2004-2011 гг. На вечере выступали Евгений Туренко, Данила Давыдов и Дмитрий Кузьмин. Читали стихи уральские поэты: Андрей Пермяков (ныне живущий в Москве), Андрей Черкасов (ныне живущий в Москве), Евгений Туренко (ныне живущий в городе Веневе Тульской области), Елена Сунцова (ныне живущая в Нью-Йорке) и др. авторы. Завершился вечер показом визуальных интерпретаций стихов уральских поэтов.
Сама антология в полном смысле слова может быть названа книгой. Виталий Кальпиди, редактор, благодаря работе которого эту книгу мы можем сегодня читать, во вступлении пишет о «моральной» и «материальной» «неустойчивости» Интернета: «Интернет — беззащитен как дитя: случись мало-мальский катаклизм (даже не исторический, даже не социальный, а банальный энергетический) и — сливай воду.» На наш взгляд, сейчас вновь особое значение приобретает именно книга как вещь. Почему? Потому что именно книга может быть (и — в данном случае становится) таким структурированным пространством, которое можно было бы назвать школой поэтической и критической мысли, а значит и школой понимания — за ней слышен голос того, кто в состоянии писать и читать. Книга противопоставляется неуемному потоку необработанной и непрожитой информации, информации, минующей человека, к которому она, казалось бы, должна быть направлена. Информация приобретает энтропийные свойства.
Во вступительной части редактор говорит об антологии как о динамическом и органическом явлении, которое он противопоставляет «полиграфической инсталляции на тему творческого обморока», то есть книге, которая не побуждает к процессу мышления. Читая Антологию уральской поэзии, в какой-то момент замечаешь, что оказываешься в кругу собеседников.
В Антологии собраны стихотворения 75 авторов, очень разных по методу и традиции. Антология в данном случае становится местом, где голос не только звучит, но и может быть (впервые) услышан, и — в первую очередь — самим же автором. Жиль Делез на вопрос журналистки о том, зачем он каждую неделю ходит в кино, если увидеть
Книга также ставит вопрос в рамках «теории ареала»: как возможна уральская поэзия и что значит словосочетание «уральская поэзия»? Место как внутреннее пространство.
Существенно и то, что у каждого автора есть «идеальный читатель». Критические тексты размещены в конце Антологии. На текстах каждого автора был сосредоточен чей-то взгляд, что неуловимым образом меняет и саму поэтическую работу. Именно этого собранного чтения не хватает. В книге мы видим пример таких попыток, часто удачных. Одновременно ставится вопрос и о том, как вообще сегодня можно говорить о поэтических текстах, так что Антология — это еще и площадка для выработки языка литературной критики. Структура книги задает и способ работы с ней — методологический компонент Антологии, при этом свобода остается за читателем.
В ситуации, когда почти не осталось школ, где учат понимать и проживать тексты в полном смысле этого слова (а не узко эмоционально и профанически), книга становится подлинно политическим действием, так как ставит вопрос о том, «как можно мыслить политически» (А. Бадью), а значит вопрос о том, как сегодня можно быть свободным благодаря способности помыслить.
Евгения Суслова
21.01.2012, 6282 просмотра.