Известный сценарист, лауреат Каннского и Венецианского кинофестивалей, финалист премии «Большая книга» этого года, Юрий Арабов создал символичный портрет страны, развращенной вседозволенностью современного общества. Действие романа с заманчивым заграничным названием происходит не в Америке и не во Франции, а в затерянном городке степной России. В рутинную жизнь Орлеана вмешивается мистика: героям угрожает немедленное воздаяние за грехи, и кое-кто из них всерьез задумывается о явлении мессии. На грани обрисованного в романе духовного и материального разорения общества Арабов предлагает разрабатывать экономически мало интересный ресурс – совесть.
Поэт, прозаик, литературовед, известный своими книгами об Анне Ахматовой, Анатолий Найман написал повесть о проблематичном чувстве родины.
Советского литературоведа после смены режима приглашают поработать лектором в американский колледж. Однако впоследствии становится ясно, что удачное предложение герой использовал как повод сбежать от краха всей жизни. В Америке его ничто не держит, а дома, в России, никто не ждет – и что он выберет: все более глубокий эскапизм или новую жизнь на месте выжженного дома?
Уникальная переписка была найдена и опубликована в этом году. Перед нами эмоциональные документы эпохи, вместе составившие почти готовую к постановке драму. Две четы творческих людей переговариваются через океан – а кажется, что это звучат сами голоса Америки и СССР.
Письма Василия Аксенова деловиты, настойчивы и быстры, как его новая жизнь в Америке. Белла Ахмадулина отвечает Аксенову из российской глубинки – чистой прозой, сверкающей звездами, слезами и стихами.
Внутренняя эмиграция оказывается отчаянней и плодотворней, нежели внешняя. Русские безотказно добывают, куют, ткут и пакуют литературу экспортного качества.
Знаменитая поэтесса, автор семнадцати поэтических книг, чьи стихи переведены на двадцать два языка, начинала со скандально эротической лирики – а сегодня пишет семейные стихи и выпускает книгу в соавторстве с дочерьми. Ее стихи развиваются, как ее лирическая героиня, которая прошла путь от девочки-подростка до матери. В журнальной подборке – новые стихи и записки поэтессы.
Скрупулезное исследование субкультуры футбольных фанатов, поводом к которому стали печально известные массовые беспорядки в Москве. Известный журналист Александр Тарасов берет на себя труд на значительном фактическом материале показать процесс сближения фанатского и праворадикального движений, а также обосновать чужеродность футбольных фанатов левым идеям.
ДЕБЮТ:
Анастасия Башкатова. СТАТЬИ. «Октябрь», № № 3, 6, 12
Молодой и дерзкий критик опубликовала ряд статей о современном состоянии журналистики и провела глубокий анализ литературы о мировом кризисе капиталистической экономики.
ПОЧЕТНОЕ УПОМИНАНИЕ:
КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ ТИШИНЫ. Дискуссия. «Октябрь», № 11
Поводом для дискуссии послужили книги композитора, историка и теоретика музыки Владимира Ивановича Мартынова (р. 1946), сегодня известного как философа.
Книги Мартынова – вызов каждому творческому человеку, который решается пополнить запасники культуры своими «пятью копейками». Мартынов отговаривает современников от попытки следовать образцам, пусть даже великим, напоминая, что смысл творчества – открытие. А область еще не состоявшихся открытий, по его мнению, лежит за пределами освоенного языка искусства.
КРИТИК EST MORT – VIVE LA КРИТИКА! К 200-летию В.Г. Белинского. «Октябрь», № 6
Виссарион Белинский прочно вошел в отечественную культурную мифологию. В этом году «Октябрь» опубликовал подборку эссе, посвященных современным преемникам великого критика. Нового Белинского непросто узнать: он, конечно, не тот, кто примеряет приемы XIX века к литературе XXI-го. А тот, кто сегодня может претендовать на роль Белинского по влиятельности, новаторству и пылу, выраженным в формате современной журналистики.
Традиционалисты и радикалы, блогеры и газетчики, интеллектуалы и бойцы – авторов и героев подборки объединяет тяга к литературе и умение осмыслить ее оригинально и в то же время честно, в лучших традициях критика Белинского.
28.12.2011, 4890 просмотров.