Записки ведущей
Вечер состоялся 27 сентября - весь московский литмир готовился к бьеннале поэтов, и ему было не до Дев. Однако, против ожиданий, островок тишины и спокойствия (как ком масла в бидоне молока) всё же возник. Слушателей было — столько же, сколько и Дев, чем и отмечено осеннее равноденствие. Последний день которого, кстати, пришёлся именно на 27-е.
Состав и количество участников вечера — в чуть напряжённой гармонии; так что весь вечер — попытка преодолеть привычную форму читалок. Из-за неполадок с микрофоном тут же возникла легенда: если к микрофону подходит Дева, он начинает шуметь. Электромагнитный знак.
Состав участников прекрасный: Наталья Азарова, Данила Давыдов, Вадим Калинин, Татьяна Нешумова, Ольга Сульчинская, Андрей Черкасов, Александр Маниченко, Анастасия Романова.
Чтобы сообщить вечеру дополнительную мощность, я придумала читать перед каждым выступлением строчку — found-poetry — из «Астрологии личности» Дэйна Радьяра. Получались (хотя и не всегда) поразительно точные попадания.
Первым выступал Данила Давыдов. Говорил о том, что видит в знаке Девы гармонию, а не усреднённое значение, как принято считать. Дева, по его мнению, не теряется в волнах метафизики как Рыба, и не давит авторитетом, как Лев. А так же чужда рациональности Весов. Как бывший астролог, могу не согласиться, но меня тронуло тёплое внимание к своему знаку.
Созвездие Девы — едва ли не самое красивое созвездие Зодиака. А навигационная звезда Спика, альфа Девы, известна была ещё пещерным людям. По одной из астрономических легенд, Земля располагается в левом рукаве Девы.
Стихи Давыдов выбрал — из обоих рукавов. Частью — из книги «Марш людоедов», недавно вышедшей в НЛО, частью — из тех, что в книгу не вошли. Это выступление и задало тон вечера.
Александр Маниченко показал принципиально новый подход и отношение к стиховой культуре, что должно было бы шокировать старших поэтов. Рассыпающийся мир — рассыпающегося стиха — держится на одной небольшой и прохладной волне чувства, и пока оно есть, мизантропические проявления (возможно, с точки зрения автора — и жизнерадостные) наполнены смыслом и обнаруживают скрытую филантропию. Дева, как говорят астрологи, знак экстравагантный.
В том, как поэты выступали, как сменяли друг друга, как разговаривали после вечера - много милой церемонности, викториански трогательной. Однако Дева (по выражению Ольги Сульчинской) — знак, смотрящий в зиму. Деве необходимо мужество — впереди суровые времена.
Выступление Андрея Черкасова интересно как и внешним видом автора (он всегда казался мне немного dandy), так и небольшими фрагментарными текстами, вполне сопоставимыми с его фотографиями. Эти качества — причудливость и разносторонность — часто не предполагают особенной глубины и мощи, но в сумме дают оригинальность.
Татьяна Нешумова — кротко, но вызывающе — говорить о своих отношениях со знаком отказалась. Зато прочитала прекрасные стихи, которые, на моё ухо, много лучше тех, что я знала у неё. В этом выступлении было
Анастасия Романова раскрыла мир дерзкий, несущийся на огромной скорости, расколотый — но эти осколки ещё не разлетелись в разные стороны. Мятущиеся, тревожные и нежные стихи — эмоциональная манера чтения.
Выступление Ольги Сульчинской, несомненно, было очень ярким, хотя и несколько резким. Она с жаром, довольно долго, как и Давыдов, говорила о том, что для неё значит знак Девы. Получилось темпераментное устное эссе. Однако в адресованной ей строчке found-poetry «Мери и её маленький ягнёнок» не узнала ни старинной песенки, ни цитаты из Марка Твена. Стихи Сульчинской очень выигрывают в её исполнении.
Выступление Вадима Калинина напоминало моноспектакль. И очень соответствовало известной притче о мужчине, родившемся под знаком Девы. По ошибке или в темноте: девочка, маленькая моя… Ответ: сейчас-сейчас. И на голову незадачливого искателя приключений опускается железный кулак Девы. Калинин читал поэму. Однако на середине неполадки с микрофоном приобрели статус art-sound hai-class: он взбеленился и закричал сам собой, что неожиданно удачно дополнило выступление.
Наталья Азарова могла бы участвовать в двух вечерах, так как родилась на границе Девы и Весов. Но предпочла Деву. Мир её стихов — мир глубокий и чувственный, раздражающий. Эти стихи можно не любить, можно ненавидеть или считать шарлатанством, но равнодушными они не оставят. Астрологи считают, что в Деве есть смелость, которая позволяет ей поднимать вопросы, которые ни один другой знак поднять не решится.
После окончания чтений авторы охотно беседовали друг с другом относительно стихов, что на других вечерах Зодиакальных чтений случается не так часто. Словесная аура окутывала весь вечер целиком.
Проект ОГИ, Зодиакальные чтения
15.11.2011, 5191 просмотр.