…Хотя VII фестиваль Биеннале поэтов торжественно открылся 4 октября, предвосхищение его, как обычно, достигло такого накала, что воплотилось в несколько «на встречу высланных», уже проникнутых праздником вечеров. А самым чудесным из них оказался вечер 2 октября в клубе «Дача на Покровке», получивший название «Встреча в Москве». Эту встречу, редкостно даже для уютной «Дачи…» теплую и, несмотря на переполненность зала, домашнюю, устроили приехавшему в Москву Юрию Веденяпину, разделившему выступление со своим отцом Дмитрием Веденяпиным.
Не всякий музыкально-поэтический вечер соединяет строчки, музыку и голос так естественно и тонко. Стихи Дмитрия Юрьевича чередовались с романсами и песнями, которые исполнял под гитару Юрий. Поскольку за десять лет со времени своего отъезда из России Юрий жил и бывал в разных странах, задействованы были языки разные: русский, английский, польский… Но, наверное, больше других – идиш, привлекший Юрия своей неповторимой многослойностью и обособленностью, непохожестью ни на что; до сих пор немного загадочный язык мало знакомой нам, ушедшей Восточной Европы.
На этом вечере не было ничего случайного: от связей между двумя переплетенными его частями до песенного репертуара. Юрий открыл свой замысел: эти разные песни – любовные и колыбельные, гротескные и элегичные – объединяет тема ухода из дома, расставания и возвращения.
Стихи, звучавшие под гитару – Вертинский, Галич, Окуджава, Бернес, и стихи Дмитрия Веденяпина тянулись друг к другу как явно (Дмитрий Юрьевич прочел стихотворение с эпиграфом из Вертинского, песню которого перед тем исполнил Юрий), так и более скрыто. В поэзии Веденяпина обретается сегодня самый чистый и самый безупречный с точки зрения вкуса ностальгический тон. Советское прошлое в его стихах, отстраненное, сквозящее, ставшее сном, как ничто другое соприродно музыкальному переходу от Вертинского к Галичу и Окуджаве.
Как итог просится казенная фраза о том, что было бы хорошо, если б такие московские встречи повторялись и впредь. Но – и это одна из мыслей поэзии Дмитрия Веденяпина – есть то, что пронзительно и сокровенно в своей невоспроизводимости, и не может быть повторено, а только сохранено памятью.
Марианна Ионова
Дача на Покровке, Биеннале поэтов
13.10.2011, 6227 просмотров.