Литературный сезон в клубе «Дача на Покровке» открылся 6 сентября вечером из цикла «Перед книгой». Татьяна Данильянц представила на суд друзей, среди которых были Евгения Вежлян, Николай Звягинцев, Юрий Нечипоренко, Владимир Строчков, Александр Шишкин, рукопись еще не изданной и даже не совсем завершенной книги «Красный шум».
«Представила» – не случайное слово, не эвфемизм, подразумевающий авторское чтение. Подлинным содержанием вечера стали не столько тексты сами по себе, сколько история книги как преломленного в творческом акте жизненного рубежа, от которого берет отсчет «время потерь», разговор о необходимости этот рубеж, трещиной проходящий посередине жизни, отсекая и создавая прошлое, осмыслить и человечески, и поэтически. «На суд» – тоже не праздный речевой оборот; книга еще в работе, и нынешняя презентация скорее сродни прогону со зрителями, нежели премьере, потому и дружеские замечания значили для автора особенного много.
Объясняя тревожно-яркое, как сигнальная вспышка, название, Татьяна соотнесла его с названием предыдущего сборника (2006) – «Белое». Две книги сгущают в себе две фазы жизни. Белое – покой, чистый лист, ожидание опыта, готовность жить и вбирать, тогда как «Красный шум» – уже сама жизнь с ее давящей теснотой, с неотделимым от зрелости постоянным беспокойством, «шум крови в ушах». Здесь и звук, издаваемый частицами в броуновском движении; Владимир Строчков тут же подсказал мысль о связи между броуновским движением и жизнью через хаотичность как основной признак того и другого.
Образ сердца, встречавшийся у Татьяны Данильянц и раньше, в новой книге еще более явен; это и сердцевина (середина жизни как ее смысловой центр), и орган восприятия, отзывающийся на все, и вместилище опыта. Опыт и память, две самой жизнью переплетенные темы, ведут книгу, расходясь (обманчиво?) в посвящениях живым друзьям и эпитафиях ушедшим (Геннадию Айги, Анне Альчук и др.).
Юрий Нечипоренко и Владимир Строчков указали каждый на одну из «сторон медали»: говоря об утратах, книга говорит и об обретениях. Как главное из последних Татьяна выделила «примиряющее» отношение к смерти.
Татьяна поделилась размышлениями о том, что значит быть поэтом. Поэт – это тот, кто сохранил от юности особое мироощущение и способен видеть мир как «метаболу», видеть всегда нечто большее, чем якобы дано; кто, повзрослев, остался чувствительным и незащищенным, открытым красоте и боли*. Стоит ли говорить, что все это относится к поэту Татьяне Данильянц, чью поэзию хочется назвать поэзией оголенного сердца?
Марианнна Ионова
* Высказанные мысли, естественно, не могли быть запомнены слово в слово, а потому сформулированы автором заметки по-своему.
Дача на Покровке, Перед книгой
15.09.2011, 5695 просмотров.