Наталья Стеркина
Сентябрь кончается — литературная жизнь продолжается. Проект «Культурная инициатива» открыл новый сезон в кафе «Гоген» презентацией книги Ольги Балла «Дома и бездомья: пространство как повод быть человеком».
Юрий Цветков во вступительном слове подчеркнул, что первый вечер в сезоне всегда очень важен, ведь именно он задаёт уровень. Выбор пал на Ольгу Балла, недавно отметившую своё шестидесятилетие. Ольга Балла представила труд, в котором кристаллизовался её многолетний опыт тонкого критика и глубокого эссеиста, пишущие, и читающие знают Ольгу Балла ещё и как поэта.
О её поэтическом даре стоит сказать отдельно. Сама Ольга Балла с присущей ей скромностью говорит, что
Б —
Дальше — Г —
как хлеб ржаной — поджаристая корка:
чуть подгоревший, грубоватый, горький.
Точно так же, как в этом стихотворении, Ольга Балла вслушивается, вглядывается и вчувствуется в улицы, переулки и площади Москвы, в разные её районы. Здесь влажно и темно, там — жарко и сухо, а тут холодно, мокро… Выхино, Электрозаводская, Ленинский проспект… Когда она читает свои тексты, в них отчётливо проступают ключевые для неё пары понятий: дом — бездомье, повседневность — экстатичность. Автор этих интереснейших эссе давно мечтает создать стройную философскую систему, собственную антропологию, чтобы выразить всю сложность и полноту человеческого в человеке и его связь со вселенной.
Текстов о Москве в книге много. «Есть города, которые мне больше нравятся, но люблю я Москву», — признаётся автор. А в Москве она особенно любит красные дома на улице Строителей рядом с метро «Университет», где живёт всю свою жизнь, и фонтан в центре их двора.
Переводчик и художник Надежда Беленькая в своём выступлении отметила способность Ольги Балла передать фактуру (складчатость, волнистость) и рельефы (впадины, холмистость) пространства. Разглядывая сводчатый потолок старинного здания кафе, построенного ещё в XIX веке, она заметила, что это помещение как нельзя лучше подходит к настроению книги.
Все выступающие говорили об удивительной деликатности, мягкости и нежности текстов. Поэт, культуртрегер и критик Борис Кутенков, глубоко проанализировав книгу, выявил среди опорных слов «жертвенность». Напомнив о подзаголовке — «Пространство как повод быть человеком», — Кутенков говорил о жертвенности как о структурном элементе антропологии Ольги Балла, трактуя это понятие у неё как «мазохизм». Автор книги, однако, настаивала, что имела в виду именно «жертвенность» и никак иначе. Между двумя знатоками тонкостей языка завязалась интересная дискуссия, что, конечно, добавило живости и без того нескучной презентации.
Все выступления — и философа, поэта Валерии Исмиевой, и переводчика, преподавателя ВШЭ Марии Штейнман — отличались эмоциональностью и глубиной наблюдений. Например, было отмечено, что Ольга Балла даже город Чердынь (Пермский край), где пробыла проездом всего несколько часов, смогла показать, отметив и цвет, и фактуру, и запахи. Эссеистика Ольги Балла даёт всем нам, слабовидящим, слабослышащим и слабообоняющим, возможность острее почувствовать жизнь, а значит, полнее почувствовать себя человеком.
Среди гостей, с интересом внимавших происходящему, были замечены переводчик Любовь Сумм, поэт Надя Делаланд, филолог Николай Гладких.
Открытие сезона в Сыромятниках получилось
Ольга Балла,
Гоген,
Открытие литературного сезона 2025/2026
02.10.2025, 44 просмотра.