Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Незабытые имена». Вечер памяти Сергея Костырко. Представление книги Сергея Костырко «Образ жизни: эссеистская проза» (М.: Стеклограф, 2024)

Ирина Сурат

Образ жизни Сергея Костырко

7 ноября в Музее-квартире А. Н. Толстого прошёл вечер цикла «Незабытые имена», организованный Данилом Файзовым и Юрием Цветковым в рамках проекта «Культурная инициатива», — мы вспоминали писателя и критика Сергея Костырко (1949–2024).

Народу собралось много — как в старые добрые времена.

Поводом к этой встрече стала книга Сергея Костырко «Образ жизни», только что выпущенная издательством Даны Курской «Стеклограф» с помощью друзей автора. Книга была задумана и составлена Сергеем ещё при жизни, но увидеть её он не успел.

Когда человек умирает, изменяются не только его портреты, но и тексты — они звучат теперь иначе. Сергей Костырко говорит с нами оттуда, с другого берега, многое ему теперь виднее, чем нам.

«Что делает нашу жизнь жизнью? Радость. Точнее, ожидание радости. Предчувствие того, что может с тобой случиться завтра-послезавтра — встреча, книга, путешествие. Только вот в старости всё чаще возникает подозрение, что все твои „завтра-послезавтра“ уже прожиты. <…> Я чувствую, что „время“ останавливает во мне жизнь. Для того, чтобы чувствовать радость от жизни, ты не должен следить за песком, вытекающим из верхней колбочки, даже зная, что эти часы для тебя уже не перевернут. А ты глаз не в силах отвести».

«Время» автор берёт в кавычки. Оно условно, и при этом под каждой записью в книге выставлена точная дата и место рождения текста. Вот на этой остро переживаемой грани разворачивается эссеистская проза Сергея Костырко. В книге собраны записи дневникового характера, травелоги, размышления об увиденном и прочитанном, сюжетные рассказы. Большой мир предстаёт в подробностях, в малых деталях — автор исследует Екатеринбург и Челябинск, Москву и Малоярославец, он путешествует по Стамбулу с книгой Памука, по Израилю — с Библией, погружая нас в поток мыслей о времени, о прочитанных книгах, о вере, о себе.

До старости автор этой книги не дожил — всё в ней дышит жаждой впечатлений, свежестью взгляда и устремлённостью в какие-то новые области жизни.

На вечере выступили вдова Сергея Костырко художник Ирина Суворова, поэт и издатель Дана Курская, критик Ирина Роднянская, главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин, главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский, поэт Анна Аркатова, редактор Татьяна Тимакова, историк литературы Сергей Дмитренко, критик Леонид Бахнов, поэт Геннадий Калашников, прозаик Михаил Бутов, сотрудник «Нового мира» Маргарита Каганова, поэты Санджар Янышев и Вадим Муратханов, кинорежиссёр Даниил Духовской, филолог Ирина Сурат. Вспоминали тепло и много — общую юность, совместную работу, долгие разговоры, которые Сергей так любил. «Как хорошо было иметь с ним дело!» — эти слова Ирины Роднянской выразили общее чувство собравшихся.

Особой темой вечера стал проект «Журнальный зал», основателем (совместно с Татьяной Тихоновой) и бессменным куратором которого был Сергей Костырко. Увлёкшись этой идеей на заре рунета, он отдал «Журнальному залу» тридцать лет подвижнического труда. Помню, с какой гордостью Серёжа говорил о миллионах посетителей сайта в России и за границей. Совершенно новаторский на момент своего создания (1995) проект остаётся и сегодня бесценным и незаменимым. Низкий поклон и благодарность за это Сергею Костырко.

 

Константин Чупринин

Литература как способ проживания жизни

7 ноября в Музее-квартире А. Н. Толстого в рамках проекта «Незабытые имена» состоялся вечер памяти прозаика, литературного критика-новомирца и создателя легендарного «Журнального зала» Сергея Костырко. Поэты Анна Аркатова и Юрий Цветков, ведущие вечера, начали с объяснения его повода: в издательстве «Стеклограф» вышла посмертная книга эссе Костырко «Образ жизни».

О том, как она была задумана и как готовилась к печати, рассказала главный редактор издательства Дана Курская. Готовилась к печати она ещё при жизни автора, а вышла уже после его ухода, трудностей хватало, прежде всего денежных, но на помощь пришли друзья. «Это же ведь невероятная книга, в ней столько человека, столько любви и света, что нам всем, кто был причастен к её изданию, было очень тепло на душе».

Несколько впечатляющих слов о муже сказала на вечере и его вдова художница Ирина Суворова.

Старейшина русской литературой критики Ирина Роднянская вспоминала, как замечательно им работалось вместе в редакции «Нового мира», особо подчеркнув, что Костырко обладал необыкновенным умением открывать дебютантов в прозе. «В какой-то момент Серёжа мне так ярко стал рассказывать о мало кому тогда известном прозаике и драматурге Дмитрии Данилове, что я буквально побежала домой читать его произведения и действительно получила удовольствие от знакомства с этим талантом. Серёжа, кстати упомянуть, вообще умел увлекать своей увлечённостью, был мастером рассказывать истории, легко отталкиваясь от любого события или книги, поэтому, когда я каждое утро заходила к нему поздороваться, то могла застрять там минут на сорок, слушая его очень занимательные рассуждения». Откликаясь на слова Ирины Роднянской о дебютантах, Юрий Цветков подтвердил, что Костырко открыл десятки новых имён. Так он привёл в критику и Дмитрия Бака, нынешнего директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля: позвонил в 1990-х, предложил написать материал — без всяких обещаний. И всё сложилось.

По словам главного редактора «Нового мира» Андрея Василевского, Костырко был прекрасным редактором и внимательным аналитиком литературной жизни, однако особенно полно его талант раскрылся в «Журнальном зале». «Его здесь никто не заменил бы!» — воскликнул Василевский. Именно этим проектом Костырко вписал себя в историю русского интернета и журналистики.

Редкими человеческими и профессиональными достоинствами раскрылся автор «Образа жизни» и в выступлениях его коллег — первого заместителя главного редактора «Нового мира» прозаика Михаила Бутова и Марго Кагановой, много лет проработавшей верстальщиком в этой редакции.

«А для меня, — дал новый поворот теме режиссёр Даниил Духовской, — Сергей Костырко — часть детства. Мои родители дружили с ним ещё со времён института; как молодые специалисты в начале семидесятых вместе работали учителями за Полярным кругом в Якутии. Позже мы жили в Ленинграде, Костырко, приезжая из Москвы, останавливался у нас. Поставив чемодан, с порога непременно отправлялся в душ, а уже потом, умытый и свежий, был готов и к завтраку, и к долгим разговорам. Он сам был замечательным фотографом, а когда я в начале 1990-х увлекся фоторепортёрством, Сергей Павлович щедро вооружал меня своим „Зенитом“. Многие мои удачные снимки, например, довольно известный портрет Евтушенко, сделаны его камерой. Костырко даже кино снимал, и, оказывается, в юности хотел стать режиссёром! Сохранились отснятые им в Якутии немые киноплёнки. Однажды он попросил меня их оцифровать, и только благодаря Сергею Павловичу можно сейчас увидеть и моих папу с мамой, и его самого, и весь их круг молодыми и весёлыми среди якутских снегов».

О юности, прожитой вместе и навсегда их сдружившей, рассказывали литературный критик и прозаик Леонид Бахнов, поэт Геннадий Калашников. Они познакомились ещё студентами в 1968-м и, что естественно, вспоминать готовы часами. Причём не только о бесчисленных юношеских проказах, но и о принципиальности в случаях, когда нужно было делать нравственный выбор.

«Когда в „Литобозе“, где мы работали вместе, — напомнил Бахнов, — в 1981 году ему предложили вступить в коммунистическую партию, обещая продвижение по карьерной лестнице, он предпочёл вообще уйти из редакции и несколько лет таскал газовые баллоны, работая грузчиком, а затем пришёл в „Новым мир“ на низшие должности, учётчиком писем. Его последняя книга „Образ жизни“ показывает, как Серёжа сделал себя сам с нуля, как преодолевал препятствия, работал над собой как писатель и критик, достигая в этом непростом деле больших высот. Для него всегда разговор с читателем был в первую очередь разговором с самим собой».

«С этим нельзя не согласиться, — сказал Геннадий Калашников, прибавив, что тяга к самовоспитанию и самообразованию не оставляла Сергея Костырко до последних лет жизни. — Ему было мало прекрасного знания русской словесности, истории Израиля, культуры Магриба. Он даже занимался китайской современной литературой и, мало того, читал о ней в Пекине лекции!..»

Говорили о разном. Редактор Татьяна Тимакова вспоминала о том, что у Костырко никогда не было снобизма по отношению к молодым или мало пока кому известным писателям. Содержательность любого рецензионного отклика на любую привлёкшую внимание книгу до сих пор изумляет и восхищает проректора Литературного института прозаика Сергея Дмитренко. Новые штрихи в создающийся на глазах портрет писателя внесли поэты Вадим Муратханов и Санджар Янышев, да и все, кто брал слово на этом вечере, оказавшемся удивительно домашним, почти семейным.

«Однако, — напомнила пушкинист Ирина Сурат, — при всей доброжелательности и исключительном даре дружбы Костырко умел быть непреклонным в принципиальных вещах. Он мог разочароваться в людях и прервать с ними отношения — особенно если они совершали недостойные поступки. Делал это тихо, без публичности, но бесповоротно».

Подвести предварительные итоги разговора организаторы попросили главного редактора «Знамени» Сергея Чупринина, которого с Костырко также связывала полувековая дружба. Снова прозвучали личные воспоминания: о том, как Сергей Павлович познакомил коллег с миром интернета, о его излишней самокритичности, помешавшей дописать некоторые книги. Но главное Костырко сумел доказать на собственном примере — что литература является одним из самых достойных способов проживания жизни.

Незабытые именаСергей КостыркоМузей-кввртира А.Н. Толстого 

21.11.2024, 72 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru