Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000-х». «Камера хранения»

«Дыхательный пузырь» — от 1980-х к 2020-м

Николай Гладких

Главным действующим лицом очередной встречи из цикла «Система координат…», которая прошла 10 сентября 2024 года в московском кафе «Гоген», стал гость из Петербурга Валерий Шубинский, поэт, критик, литературовед и историк литературы, автор биографий Ломоносова, Гумилева, Ходасевича, а также Хармса и других обэриутов. В вечере дистанционно участвовала русская и немецкая поэтесса и прозаик Ольга Мартынова. Валерий Шубинский представил сразу несколько литературных явлений: ленинградскую поэтическую группу «Камера хранения» (1980-е), одноимённый альманах (Санкт-Петербург и Франкфурт-на-Майне, 1991–1997), электронную библиотеку «Новая Камера хранения» (2002–2015) и поэтический онлайн-журнал «Кварта» (выходит ежеквартально с 2021 года). Своё выступление докладчик посвятил ушедшим сподвижникам и друзьям — Олегу Юрьеву (1959–2018) и Богдану Агрису (1973–2024).

В ленинградской неподцензурной поэзии, отметил Валерий Шубинский, можно условно выделить три поколения. В первом поколении, к которому принадлежали Иосиф Бродский, Леонид Аронзон, Михаил Ерёмин, Владимир Уфлянд и другие, — каждый жил и писал относительно сам по себе. У кого-то из них была иллюзия возможности войти в советскую литературу. Во втором поколении ни у кого таких иллюзий уже не было, и оно сформировало некую цельную систему литературной жизни со своей (самиздатской) периодикой, чтениями и т. п.; это была очень богатая на поэтические явления среда — Елена Шварц, Виктор Кривулин, Сергей Стратановский, Александр Миронов и многие другие. А перед следующим поколением, уже 1980-х годов, встал вопрос: быть младшими при этих предыдущих именах либо пытаться делать что-то  своё? Их не устраивало то слишком широкое пространство и отсутствие критериев, которые отделяли бы действительно больших поэтов от просто пишущих стихи.

Олег Юрьев, который был немного старше своих товарищей  момент возникновения «Камеры хранения» ему было двадцать пять), исходил из идеи локальных культурных пространств, создающих какие-то свои миры со своей системой жёстких эстетических критериев. Возможно, считал он, это получится не прямо сейчас, а ещё через поколение; когда Олег излагал свои мысли одному из знакомых, тот воскликнул «Да это просто камера хранения какая-то!», так родилось название группы. Изначально в неё входила четвёрка поэтов: Олег Юрьев, Ольга Мартынова, Дмитрий Закс и Валерий Шубинский.

В конце 1984-го — начале 1985 года они выпустили сборник «Камера хранения» тиражом двадцать пять машинописных экземпляров. Чтобы подчеркнуть значимость книги и ответственность каждого автора, сборник не распространяли бесплатно, как было принято в самиздате, а продавали за немыслимые по тем временам деньги (по воспоминаниям докладчика — пять рублей! Ольга Мартынова подтвердила эту цифру[1]).

Все авторы были совершенно разными, но их объединял принцип максимальной ответственности за каждую строчку, за каждую запятую, микроработы с каждым словом. Это не было актуальным для предыдущего поколения, начинавшего в эпоху, когда казалось, что «воздух помогает». Восьмидесятники ощущали, что «воздух против» и надо сопротивляться давлению окружающего мира, создавать для себя «дыхательный пузырь». Тогдашнюю психологическую обстановку можно сравнить с нынешней.

Когда через пять лет появилась возможность издавать книги за свой счёт, вышла «Камера хранения» в московском издательстве «Прометей» тиражом три тысячи экземпляров, все они быстро разошлись, было много рецензий. Тогда же появились публикации в  «Континенте» и  «Новой русской мысли». А в конце 1990 года трое участников «Камеры хранения» (все, кроме докладчика) уехали в Германию. В 1990-х во Франкфурте-на-Майне вышло пять выпусков «Камеры хранения», в них публиковалось уже много авторов[2].

В 2002 году Олег Юрьев предложил Валерию Шубинскому создать онлайновую поэтическую платформу, названную ими «Новой Камерой хранения» (newkamera.de)[3]. Она задумывалась как место для предкнижных публикаций, из которых потом будут составляться печатные сборники. Два выпуска «Новой Камеры хранения» вышли в 2004 и 2006 годах, но оказалось, что сайт вызывает гораздо больше интереса. В переформатированном виде он просуществовал до 2016 года.

«Я считаю, что идея „Камеры хранения“, — добавила к этому рассказу Ольга Мартынова, — в том, что значение политических событий и вообще того, что происходит в мире, сильно преувеличено. Да и для предыдущего поколения это верно». В подтверждение она привела цитату из дневника Елены Шварц: «Стихотворение просто (имеющее право так называться) — это выстроенное по правилам неземной архитектуры бормотанье с озареньем на конце. Стихотворение живое — высшее существо, рождённое человеком и небом, дышащее, улыбающееся и смертное, как всё… Сегодня двадцатое апреля, и скоро мне стукнет восемнадцать. И я хочу, чтобы меня выгнали из университета, и я могла бы писать стихи и только писать стихи. О Боже, помоги мне, и я проведу свою молодость в душной комнате, у колб и реторт. И превращу камень в золото, слова — в стихи живые и ослепительные» (1966).

«Конечно, Юрьев говорил о „локальных культурах“ не в том смысле, что они маленькие, а в том, что они независимые, как закрытый сад в средневековом смысле», — уточнила Ольга Мартынова и процитировала слова из его беседы с Линор Горалик (внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов): «Речь тогда шла прежде всего о создании отдельного, автономного пространства для существования… Чтобы в этом пространстве можно было прожить, даже если всё остальное пойдёт в тартарары (или уже в них находится, что было нашим случаем). Об этом речь идёт и сейчас, хотя „Новая Камера хранения“, в отличие от старой „Камеры хранения“, не является объединением близких в человеческом и даже в литературном смысле (разве что в очень широких, хотя не безразмерных рамках) людей. Не является она и спасательной капсулой в чистом виде. Но в любую минуту может — должна мочь! — превратиться в спасательную капсулу. Если понадобится». «Мне кажется, всё это очень важно, — подытожила вдова Олега Юрьева. — Любая культура должна быть так устроена, чтобы в любой момент она могла стать этой спасательной капсулой.

В качестве поэтических иллюстраций к этой части лекции Валерий Шубинский прочитал стихотворения Олега Юрьева „Молитва о мире“ (1988) и „О медленном золоте нашего дня…“ (2003), Дмитрия Закса „Цвет ночи был, как жирный гул шмеля…“, свои стихи „С каждым новым вдохом все светлее…“ (1984), „У мокрой грани Петрограда…“ (1984), „Человечек в зеркале разбитом…“ (1990) (периода „Камеры хранения“), „Цирк“ (2010) (периода „Новой Камеры хранения“) и цикл „Июльский дневник“ (2018), посвящённый памяти Олега Юрьева. Ольга Мартынова прочитала стихотворение старшего товарища «сокамерников» Сергея Вольфа «Вот тупая река с допотопным названьем Оять…», из которого Олег Юрьев взял эпиграф к  «Природе осени», и своё стихотворение «Сумасшедший кузнечик».

Вторая часть лекции Валерия Шубинского была посвящена электронному поэтическому журналу «Кварта»[4] (quarta-poetry.ru).

«У меня нет права говорить, что „Кварта“ как-то  продолжает „Камеру хранения“. Единственное, что связывает „Камеру хранения“ и „Кварту“, — это я», — сказал докладчик. Но предыстория появления журнала добавляет к этому символические штрихи. Одним из последователей Олега Юрьева считал себя поэт Богдан Агрис, посвятивший его памяти проникновенные стихи[5]. Валерий Шубинский обратил на них внимание, а лично они познакомились на первом вечере памяти Юрьева в Петербурге в музее Анны Ахматовой. Общение переросло в дружбу, а идея создать журнал появилась в 2021 году во время прогулок в дни фестиваля «Голоса» в Чебоксарах.

«Один из факторов, подтолкнувших к этому меня, — признался Валерий Шубинский, — это появление поэтического поколения, которое оказалось намного ближе к нам, которому, через голову предшественников, оказалось интересно наше наследие, и чьи стихи тоже оказались нам близки». В журнале публикуются не только молодые поэты, но место и роль молодых вырастает от номера к номеру. Много хороших стихов приходит, как ни странно, самотёком. В каждом номере публикуются историко-литературные и критические статьи, рецензии, обязательно переводы зарубежной поэзии и архивные публикации.

Первоначальные надежды ограничивались выпуском хотя бы четырёх-пяти номеров. После десятого номера стало понятно, что Богдан, с его нелёгким диагнозом, работать уже не сможет, а на нём, кроме участия во всех содержательных вопросах, лежала вся техническая часть. Он ушёл в мае этого года. На его место пришли молодые помощники. К сегодняшнему дню вышло уже двенадцать номеров, готовится тринадцатый.

В качестве иллюстраций к этой части лекции докладчик прочитал стихотворения Богдана Агриса «как в этой смерти непрямой…», «где сорная ночь на лохматом крыле…» и свои стихи, написанные в 2020-х годах.

На вопрос автора этой заметки, какие литературные влияния (помимо современников) испытывали поэты «Камеры хранения», Валерий Шубинский ответил: у каждого были свои, но, конечно, все читали Мандельштама, обэриутов, а из зарубежных — англоязычных поэтов ХХ века Элиота, Одена, большой интерес был к Дилану Томасу.

Цикл «Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000-х» проводится ассоциацией «Культурная инициатива» с 2008 года. Его цель — рассказать о литературных явлениях (группах и объединениях, изданиях и т. п.), ещё недостаточно изученных академическим литературоведением, устами самих участников. В рамках цикла прошло более сорока встреч; предполагается, что весь архив цикла постепенно будет опубликован.

 


 





Система координатНовая камера хранения 

01.10.2024, 182 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru