Николай Гладких
Главным действующим лицом очередной встречи из цикла «Система координат…», которая прошла 10 сентября 2024 года в московском кафе «Гоген», стал гость из Петербурга Валерий Шубинский, поэт, критик, литературовед и историк литературы, автор биографий Ломоносова, Гумилева, Ходасевича, а также Хармса и других обэриутов. В вечере дистанционно участвовала русская и немецкая поэтесса и прозаик Ольга Мартынова. Валерий Шубинский представил сразу несколько литературных явлений: ленинградскую поэтическую группу «Камера хранения» (
В ленинградской неподцензурной поэзии, отметил Валерий Шубинский, можно условно выделить три поколения. В первом поколении, к которому принадлежали Иосиф Бродский, Леонид Аронзон, Михаил Ерёмин, Владимир Уфлянд и другие, — каждый жил и писал относительно сам по себе. У
Олег Юрьев, который был немного старше своих товарищей (в момент возникновения «Камеры хранения» ему было двадцать пять), исходил из идеи локальных культурных пространств, создающих
В конце
Все авторы были совершенно разными, но их объединял принцип максимальной ответственности за каждую строчку, за каждую запятую, микроработы с каждым словом. Это не было актуальным для предыдущего поколения, начинавшего в эпоху, когда казалось, что «воздух помогает». Восьмидесятники ощущали, что «воздух против» и надо сопротивляться давлению окружающего мира, создавать для себя «дыхательный пузырь». Тогдашнюю психологическую обстановку можно сравнить с нынешней.
Когда через пять лет появилась возможность издавать книги за свой счёт, вышла «Камера хранения» в московском издательстве «Прометей» тиражом три тысячи экземпляров, все они быстро разошлись, было много рецензий. Тогда же появились публикации в «Континенте» и «Новой русской мысли». А в конце 1990 года трое участников «Камеры хранения» (все, кроме докладчика) уехали в Германию. В
В 2002 году Олег Юрьев предложил Валерию Шубинскому создать онлайновую поэтическую платформу, названную ими «Новой Камерой хранения» (newkamera.de)[3]. Она задумывалась как место для предкнижных публикаций, из которых потом будут составляться печатные сборники. Два выпуска «Новой Камеры хранения» вышли в 2004 и 2006 годах, но оказалось, что сайт вызывает гораздо больше интереса. В переформатированном виде он просуществовал до 2016 года.
«Я считаю, что идея „Камеры хранения“, — добавила к этому рассказу Ольга Мартынова, — в том, что значение политических событий и вообще того, что происходит в мире, сильно преувеличено. Да и для предыдущего поколения это верно». В подтверждение она привела цитату из дневника Елены Шварц: «Стихотворение просто (имеющее право так называться) — это выстроенное по правилам неземной архитектуры бормотанье с озареньем на конце. Стихотворение живое — высшее существо, рождённое человеком и небом, дышащее, улыбающееся и смертное, как всё… Сегодня двадцатое апреля, и скоро мне стукнет восемнадцать. И я хочу, чтобы меня выгнали из университета, и я могла бы писать стихи и только писать стихи. О Боже, помоги мне, и я проведу свою молодость в душной комнате, у колб и реторт. И превращу камень в золото, слова — в стихи живые и ослепительные» (1966).
«Конечно, Юрьев говорил о „локальных культурах“ не в том смысле, что они маленькие, а в том, что они независимые, как закрытый сад в средневековом смысле», — уточнила Ольга Мартынова и процитировала слова из его беседы с Линор Горалик (внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов): «Речь тогда шла прежде всего о создании отдельного, автономного пространства для существования… Чтобы в этом пространстве можно было прожить, даже если всё остальное пойдёт в тартарары (или уже в них находится, что было нашим случаем). Об этом речь идёт и сейчас, хотя „Новая Камера хранения“, в отличие от старой „Камеры хранения“, не является объединением близких в человеческом и даже в литературном смысле (разве что в очень широких, хотя не безразмерных рамках) людей. Не является она и спасательной капсулой в чистом виде. Но в любую минуту может — должна мочь! — превратиться в спасательную капсулу. Если понадобится». «Мне кажется, всё это очень важно, — подытожила вдова Олега Юрьева. — Любая культура должна быть так устроена, чтобы в любой момент она могла стать этой спасательной капсулой.
В качестве поэтических иллюстраций к этой части лекции Валерий Шубинский прочитал стихотворения Олега Юрьева „Молитва о мире“ (1988) и „О медленном золоте нашего дня…“ (2003), Дмитрия Закса „Цвет ночи был, как жирный гул шмеля…“, свои стихи „С каждым новым вдохом все светлее…“ (1984), „У мокрой грани Петрограда…“ (1984), „Человечек в зеркале разбитом…“ (1990) (периода „Камеры хранения“), „Цирк“ (2010) (периода „Новой Камеры хранения“) и цикл „Июльский дневник“ (2018), посвящённый памяти Олега Юрьева. Ольга Мартынова прочитала стихотворение старшего товарища «сокамерников» Сергея Вольфа «Вот тупая река с допотопным названьем Оять…», из которого Олег Юрьев взял эпиграф к «Природе осени», и своё стихотворение «Сумасшедший кузнечик».
Вторая часть лекции Валерия Шубинского была посвящена электронному поэтическому журналу «Кварта»[4] (
«У меня нет права говорить, что „Кварта“
«Один из факторов, подтолкнувших к этому меня, — признался Валерий Шубинский, — это появление поэтического поколения, которое оказалось намного ближе к нам, которому, через голову предшественников, оказалось интересно наше наследие, и чьи стихи тоже оказались нам близки». В журнале публикуются не только молодые поэты, но место и роль молодых вырастает от номера к номеру. Много хороших стихов приходит, как ни странно, самотёком. В каждом номере публикуются
Первоначальные надежды ограничивались выпуском хотя бы
В качестве иллюстраций к этой части лекции докладчик прочитал стихотворения Богдана Агриса «как в этой смерти непрямой…», «где сорная ночь на лохматом крыле…» и свои стихи, написанные в
На вопрос автора этой заметки, какие литературные влияния (помимо современников) испытывали поэты «Камеры хранения», Валерий Шубинский ответил: у каждого были свои, но, конечно, все читали Мандельштама, обэриутов, а из зарубежных — англоязычных поэтов ХХ века Элиота, Одена, большой интерес был к Дилану Томасу.
Цикл «Система координат. Открытые лекции по русской литературе
Система координат,
Новая камера хранения
01.10.2024, 182 просмотра.