Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Представление книги Анны Аркатовой «Птица» (М.: Эксмо, 2021)

Ольга Сульчинская

«Птица» Анны Аркатовой

В последнюю пятницу января прошло представление сборника рассказов Анны Аркатовой «Птица». Эта книга долго ждала, чтоб её вывели в свет, как положено, представили публике (организаторы шутили, «отложенная книга»). И вот наконец.

За то время, что она ждала, автор уже написал немало нового. И кое-что из нового было прочитано. Кроме чистой прозы прозвучали воспоминания об одноклассниках — тех самых, кому некогда была посвящена одноимённая, гибридная и практически документальная поэма, была показана фотография первого «В» класса, город Кировоград, ныне Кропивницкий, Украина. Прозвучали и стихи… и здесь я сразу сделаю оговорку: рассказы Аркатовой, и те, что в  «Птице», и новые — это вовсе не  «проза поэта». Это добрая прозаическая проза. Лирического в ней ровно столько, сколько прозе нужно. Ловкое слово, меткий эпитет, точный штрих к портрету — то, что делает чтение не просто интересным, а приятным.

Пользуясь случаем, поговорим об авторской стилистике. Она имеет свои характерные черты.

Всё кажется очень знакомым. Места — где мы все бывали. Люди — которых мы все встречали. Ситуации — в которые мы все попадали. Если и не сами, то наши знакомые точно.

Яркий и самобытный язык, богатый словарь.

Ирония и самоирония. В точном соответствии с определением Бродского «ирония есть нисходящая метафора», автор пользуется ею весьма активно.

Дам пример вышеперечисленного в одной фразе: «Подвесив последнюю снежинку, я традиционно притулила сбоку ватного Деда Мороза. На фоне этой тайги он выглядел непригодившимся памперсом». Автор активно пользуется «нисходящей метафорой» (рассказ «Мы не развелись»).

Откровенно комическое у Аркатовой нередко сочетается с прикровенно страшным. Например, таков сюжет, который начинается с покупки пончиков (рассказ «Happy end», обратите также внимание на название), а затем неожиданно превращается в историю об изнасиловании. Этот неожиданный переход усиливается тем, что рассказчица, та самая продавщица, трагическое событие, случившиеся с её родной дочерью, воспринимает как бытовую неурядицу, и мобильника ей жальче, чем девичьей чести. Завершается сюжет просто: пончики куплены, история закончена, слушательницам отходят от окошечка и возвращаются в свою жизнь. Об их чувствах остаётся только догадываться. И это ещё одна характерная черта аркатовской прозы — содержащиеся в ней смыслы продолжаются после прочтения, догоняя читателя и разворачиваясь в нём.

Но какими бы пугающими ни были описываемые реалии, автор не вовлекает своего читателя в страдание, а только щедро делится наблюдательностью, не заставляет корчиться от ужаса бытия, всегда милосердно оставляя желающим возможность выскользнуть из трагедии обратно в комедию.

Прозу Аркатовой местами можно считать не просто иронической, а и прямо сатирической. Портреты мирных обывателей, мужей и жён, интеллектуалов и бизнесменов, легкомысленных девиц и глубокомысленных дам узнаваемы, иногда пофамильно, дружеские шаржи порой превращаются в злые карикатуры. Попасть к ней на перо и под горячую руку — серьёзное испытание для самолюбия. Но при просмотре этой галереи возникает отчётливый «эффект Незнайки» — сам себе, может, и не понравишься, но зато все другие-то как схвачены! Как узнаваемы!

Автор-повествователь не щадит и себя. Главная героиня отчасти напоминает центральные женские образы в книгах Софи Кинселлы. Так же, как им, ей не чужды никакие женские недостатки, начиная от компульсивного шоппинга и заканчивая… впрочем, нигде не заканчивая. Но эта искренность всегда останавливается на той границе, за которой она стала бы обременительно исповедальной. До чистой лирики, как и было сказано, дело не доходит, а саморазоблачительная откровенность вновь возвращается к непринуждённости светской беседы.

Так что несмотря на впечатляющий реализм «Птица» — книга, которую можно читать за едой: содержащаяся в ней отчётливая горечь не испортит вкуса. Правда, первый тираж уже распродан. Пытливому читателю остаются сетевые публикации  том числе часть текстов дебютировала в разное время в толстых журналах, входила в тематические сборники того же «Эксмо», рассказы публиковал «Сноб»), и надежда на следующее, лучше бы расширенное и дополненное, издание.

прозаПрезентацияАркатова 

01.02.2024, 318 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru