Анна Горбатова
Первое впечатление от прочтения девятой книги поэта, историка искусства и культуролога Юрия Годованца «Сказимир» — динамичная мозаичность. Созданные в последней четверти XX века стихотворения причудливо переплетаются в сборнике с текстами первой четверти
Ещё в 1980 году у поэта родились удивительные строки:
Как жидкий кислород я испаряю время
До хриплых дыр в хохочущем холсте.
(«Подражание»)
Для него мир времени — это книга, «в которой мы живём, когда настоящее ведёт сказ о прошлом, прошлое — о будущем, а будущее — о настоящем».
* * *
Кто пережил свой радостный распад
И
И, вспоминая парусник лица,
Бредёт во тьме пустыми зеркалами,
Кто превратился в собственный припев,
В летучий профиль, в пантомиму тени,
В меридиан плакучих поколений
И расточает неуклюжий свет.
Кто распахнул природы хрупкий пах
И душу без брони и оперений,
Превозмогая тлен и перезрелый страх,
Пикирует в заветные мишени,
Тот, зная наизусть, что млечный путь — сквозняк,
Седьмую жизнь живёт без приглашений.
Это стихотворение из далёкого 1979 года, когда студент исторического факультета МГУ имени
Наугад
Когда я вечно жил,
ещё без мышц и жил,
ещё без этих мыслей,
уже тогда томился.
И посреди небес
в себе носил свой вес
на звёздные ступени,
не излучая тени.
В созвездии светил
себя не находил;
и, восходя с востока,
мне было одиноко.
Во времени теперь
опять томлюсь — как зверь —
и чувствую в лопатках
избыток недостатка…
Частица и волна!
Мелодия и лира!
Нехватка сил дана
на перехват эфира.
Для меня Годованец —
…
«Рада каждой новой книге друга дома Алексея Толстого», — поприветствовала поэта заведующая музеем Инна Андреева и вручила Юрию Годованцу серию рисунков «Сонм муз» художника Аллы Высотской, поклонницы его таланта.
Соведущим вечера как раз и стал Буратино. Благодаря мастерству актрисы Театра кукол
Годованец и его гости вдохновенно читали в тот вечер стихи, в том числе из предыдущих книг. Однокурсник Юрия, византолог и религиовед Алексей Лидов обратился к стихотворению из книги «Медовый век» (2009), которое тогда ещё его поразило:
Футуризм
Он сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
он показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл он зовы новых губ.
А мы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб.
Казалось бы, всего два местоимения, знак препинания и заголовок изменены в стихотворении Владимира Маяковского «А вы могли бы?» (1913), но воспринимается «Футуризм» как литературный эксперимент Годованца, своеобразный ответ одного поэта на вызов другого, брошенный почти век назад. И что удивительно, совсем иначе тот же текст звучал в устах художника Анатолия Чечика.
Собравшиеся слушали не только стихи Годованца. Плодами своего творчества поделились поэт, переводчик Наталья Ванханен, а также искусствовед, педагог и супруга автора «Сказимира» Елена Кульчинская.
На встрече друзей не обошлось без воспоминаний. Поэт и драматург Михаил Бузник с улыбкой рассказывал, как они с Юрием пытались защищать уличных художников на Арбате, где в то время размещалось Министерство культуры СССР (Арбат, д. 35), в котором работал Годованец.
Несомненно, украсил вечер дуэт «На грани». Композитор Алексей Рыбаков исполнял песни на стихи поэта, а скрипачка Александра Бирюкова виртуозно обрамляла звуки рояля и голос исполнителя.
Захотелось и мне прочесть одно из любимых стихотворений Юрия, но я замешкалась. Выручил, сам того не подозревая, Рыбаков, который спел песню на это стихотворение:
* * *
Тютчев жил в чернильнице у ночи,
и потели сонные очки;
на свечу слетались светлячки,
чернотою упивались очи.
И, едва в глазницах брезжил свет,
звёзды убирались восвояси.
Где зрачков царило самовластье,
воцарялся медленный рассвет.
Возникала трепетная грань,
просыпалась тень как медиатор,
детонировал усталый медитатор,
вспыхивала солнечная ткань —
и лицо слепого осязанья
обжигали блицы узнаванья.
Одарённые люди тянулись к автору «Сказимира» с университетской поры, впрочем, как и он к ним. Одно из таких взаимных притяжений вылилось в создание в 1981 году Юрием Годованцем, Анатолием Головатенко и Алексеем Прокопьевым сборника «Торшеры на балконах». За отдельными эпизодами совместного творчества, довольно редкого в истории литературы, мне довелось наблюдать. Несколько стихотворений из этого сборника, написанных Юрой в соавторстве с Толей, вошли в книгу «Сказимир».
На представлении девятой книги Юрия Годованца органично сплелись поэзия, музыка и театр — это в его духе.
Музей-квартира А.Н. Толстого, Годованец
21.12.2023, 309 просмотров.