Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Провайдер КИ». Представление журнала «Poetica»

Серия вечеров, посвящённая литературным интернет-изданиям

Максим Хатов

Дни минувшего будущего

14 ноября в московском кафе «Гоген» состоялась презентация второго номера журнала «Poetica». Ещё с появления анонса всё обещало, что это будет обыденный поэтический вечер — на это указывал и состав автор_ок с громкими именами «мэтров», и вполне укладывающееся в характеристику «богемное» место проведения. Но именно такая ощутимая на первый взгляд привычность (или даже избитость) формата сделала презентацию заметной на фоне других литературных мероприятий уходящего года.

Для начала — немного справочной информации. Первый номер «Поэтики» вышел в январе уже далёкого 2022 года, а был задумал главным редактором Владимиром Коркуновым ещё в середине 2021-го. Состав его участ_ниц вполне типичен для того времени и вполне уместно смотрелся бы на страницах любого другого существовавшего тогда журнала, специализирующегося на актуальной поэзии. В содержание номера вошли тексты давно обосновавшихся в литературном процессе автор_ок: представителей поколения «Вавилона» вроде Виталия Пуханова и Полины Андрукович или уже приобретшей статус селебрити Оксаны Васякиной. Разбавляли их редкие подборки молодежи.

Параллельно при журнале была запланирована книжная серия, увидевшая свет даже раньше первого номерного выпуска. Так, 12 ноября 2021 года в печать отправился изданный «Поэтикой» сборник Арсения Ровинского «Сева не зомби».

Казалось бы (тогда об этом успел публично поиронизировать печально известный консерватор Константин Комаров), журнал ждала скучная, но профессионально успешная судьба — пополнить ряды «респектабельной» поэтической периодики, заняв место где-то  между [Транслитом] и  «Воздухом». Увы, сделать это не вышло — в скором времени после публикации пилотного номера культурное пространство в Российской Федерации было разрушено.

Как и многие другие издания, журнал-де-юре не прекратил своё существование. На сайте проекта порой появлялись новые публикации, но речь о систематической работе долгое время не шла.

Возможно, история «Поэтики» на этом бы и закончилась, но летом 2023 года Владимиром Коркуновым была начата работа над переосмыслением журнала и его возрождением на новых, соответствующих обстоятельствам этических началах.

При формировании второго номера было принято решение сменить вектор развития проекта, отказавшись от статуса институции для «больших поэт_ок» в пользу сотрудничества с молодыми литераторами и литераторками. Частью этих изменений стало обновление редколлегии, в которую в конце работы над номером была приглашена поэтка и критикесса Лана Ленкова.

Выбор относящейся к поколению двадцатилетних авторки в качестве полноценной членкини редколлегии кажется особенно важным, потому что деиерархизирует структуру прежнего сообщества. Раньше в нём, как известно, на литературные «посты» чаще всего назначались представитель_ницы наиболее привилегированных групп — а если говорить прямо, то богатые взрослые мужчины и женщины, сгибающиеся под тяжестью своего символического капитала.

Результатом нового вектора работы стал вышедший в октябре этого года второй номер «Поэтики», содержание и позиционирование которого существенно отличалось от пилотного.

Во-первых, при работе над ним редакция преодолела тенденциозность в репрезентации поэтических практик, часто становящейся предметом критики актуальной поэзии. Вместо публикации стихотворений, укладывающихся в представления о стандартном лонг-листе премии Аркадия Драгомощенко, она собрала для номера тексты автор_ок самых разных поэтических направлений — от  «нового эпоса» и наиболее удачных вариантов того самого постдрагомощенского письма до подчёркнуто прозрачных практик, работающих не столько с аналитической философией, сколько с видеоиграми и мемами.

Во-вторых, изменилась политика журнала в сфере выбора автор_ок. В номер наравне со статусными поэтами вроде Александра Уланова и Владимира Аристова попало много недавних дебютант_ок. Помимо подборок некоторых из них, в выпуск также вошла мини-антология молодых поэт_ок и обзорная статья Ланы Ленковой, посвящённая поэтическим опытам поколения-2002.

Но вернёмся к презентации. Приуроченная к выходу второго номера, она не ограничивалась его рамками. К участию были приглашены автор_ки обоих выпусков и новых проектов журнала — разделов «Лента» и  «Лаборатория», запущенных на сайте «Поэтики».

Как и было сказано в начале заметки, мероприятие выглядело привычным для литературного процесса 2010-х — начала 2020-х. В зале кафе «Гоген» собрались заметные фигуры русскоязычной культуры: на презентацию в качестве соведущего приехал Владимир Коркунов; одним из первых выступили филолог Александр Марков и Виталий Пуханов.

И если для старожил_ок культурных мероприятий эта обыденность могла стать поводом для ностальгии, то для автора заметки, пришедшего в литературу в феврале 2022 года, — то есть тогда, когда литпроцесс, по сути, прекратил существование — она ощущалась как странный, почти трансгрессивный опыт.

Оно и понятно. Как ещё воспринимать заполненное селебрити помещение в эпоху, когда поэтические чтения всё чаще проводятся не в московских кафе, а почти что подпольно — в полуподвальных помещениях по предварительной записи?

Впрочем, автор вряд ли посчитал бы нужным писать об этом событии, если бы вся его ценность заключалась в реконструкции прежней беззаботной жизни российской интеллигенции. Как было отмечено ранее, возобновление работы журнала было связано с продолжительной рефлексией, итогом которой стало ценностная переориентация «Поэтики».

Презентацию можно рассматривать как её логическое продолжение. Несмотря на то, что на первый взгляд она воспринималась как образцовый артефакт из прошлого, в формате её проведения уже были заложены важные изменения.

Так, журнал на мероприятии не позиционировался как единоличный проект Коркунова и старшего поколения. Лана Ленкова, например, оказалась полноценной соведущей, что делает честь проекту на фоне последних событий, показавших, что обесценивание женского труда не является чем-то  предосудительным для многих ранее уважаемых акторов литературного процесса.

Упомянутый выше Пуханов или ставший автором второго номера Андрей Гришаев не оттягивали на себя внимание зала. Скорее, их участие стало гармоничной частью программы, в которой равное количество времени на высказывание было отдано как возрастным авторам, так и их молодым коллегам и коллежанкам.

Эта гармония видна и в самом списке участников, разнообразие имён в котором говорит о попытке построить новую институцию на горизонтальных началах. На одной сцене выступили мало похожие друг на друга Максим Дрёмов, Ирина Крупина, Александр Марков, Виталий Пуханов, Владимир Аристов, Андрей Гришаев, Наталья Игнатьева, Анна Родионова, Виктя Вдовина, Арина Воронцова, Егор Моисеев, Степан Самарин, Ника Третьяк, Алиса Федосеева, Евгения Цориева, Давид Чанидзе, Кирилл Шубин, Ирина Котова, Марк Перельман и Дариа Солдо.

Когда с официальной частью было закончено, часть собравшихся осталось на спонтанное эгалитарное афтепати — атрибут, присущий скорее мероприятиям нового времени, чем старым институциям с их закрытыми «тусовками для своих».

Между тем, работа над журналом была продолжена. Уже вышел сборник Александра Уланова «не  (бе)речь», ожидает печати книга Тамары Жуковой  подсерии книжных дебютов «Initiation»). Запланирован и третий номер «Поэтики» — выйти он должен летом 2024 года.

Подводя итоги, хочется сказать, что автор заметки не разделяет ни оптимистичных взглядов на феномен  «великой русской культуры», частью которой изначально задумывался журнал «Poetica», ни коллективной ностальгии по влиятельным литературным институциям нулевых и десятых. Альтернативу прежнему культурному пространству он видит не в построении нового единого литпроцесса, а в создании множества не зависящих друг от друга сообществ, основанных на низовой инициативе и существующих вопреки как политической диктатуре, так и местечковой литературной элите.

Именно поэтому ему кажется особенно ценным, что первый из возродившихся крупных журналов не только не попробовал вновь монополизировать проект русскоязычной актуальной поэзии, но и нашёл в себе силы адаптироваться под новую действительность и занять в ней место по правильную сторону баррикад. И в этом контексте прошедшая презентация раскрывается по-новому и уже не выглядит ностальгическим приветом из прошлого. А возможно, даже становится робким посланием из будущего, в котором словосочетания «независимая литература» и  «большие мероприятия» вновь смогут звучать в одном предложении.

ГогенПровайдер КИ 

31.12.2023, 1956 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru