Николай Гладких
Автор этих строк сам не москвич, «понаехал» двадцать лет назад из новосибирского Академгородка. Вдаваться в личные взаимоотношения со столицей не буду, но что безусловно отличает Москву от моей нежно любимой малой родины — это интенсивность культурной жизни. Практически каждый вечер есть куда пойти, у нас же таких поводов бывает хорошо если
Концепция цикла «Стихи. Актёрское/авторское прочтение», придуманная режиссёром Ольгой Матвеевой и проектом «Культурная инициатива», состоит в том, что каждого автора представляет он сам плюс один из актёров театра. Понятие «поэзия» в этот раз толковалось расширительно: кроме шести поэтов (Дмитрий Бак, Евгений Бунимович, Анна Герасимова, Ирина Ермакова, Амарсана Улзытуев, Юрий Цветков) участвовал прозаик Денис Драгунский. Поэты читали свои стихи, а актёры — их (поэтов) мемуарную прозу или эссеистику, посвященную столичной жизни.
Открывая вечер, актёр Кирилл Лоскутов прочитал мемуар покойного москвича Виктора Коваля «Две Москвы». Пересказывать двухчасовой спектакль, конечно, никакой возможности нет. Поделюсь общими впечатлениями. Самое удивительное, что Москву никто не ругал. Этот факт я решительно ничем объяснить не могу. Как легко предугадать, авторы, родившиеся в Москве, ностальгировали по своим детским дворикам и улочкам и по всяким милым местечкам, которые поглотила лужковщина и собянинщина. А те, кто понаехал, больше сосредоточились на проблемах адаптации, успешно, впрочем, преодолённых. Тут наиболее радикально прозвучал текст бурята Амарсаны Улзытуева (в исполнении заслуженного артиста Республик Алтай и Тыва Амаду Мамадакова), вспомнившего, что его предки вместе с монголами уже брали Москву несколько столетий назад, о чём свидетельствуют заимствованные из его родного языка слова Арбат («охрана из десяти воинов») и Кремль (керем — «передняя застава»). Отмечу и гендерный водораздел: мужчины (как местные, так и пришлые) в большей степени отметились на темах гулянок, выпивки и любовных приключений.
Решение, что прозу читают актёры, а стихи — сами поэты, естественно и очевидно. То, как автор читает стихи, — всегда уникально. Неподражаемы Амарсана Улзытуев, купающий слона — как слово, а слово — как слона (стихотворение «Купание слона»), или Дмитрий Бак, наделяющий каждое слово отдельной интонацией. В более мягкой манере читали Ирина Ермакова и Юрий Цветков. К сожалению, заболел Евгений Бунимович, и мы его не услышали. А Анна Герасимова, в это же время проводившая вечер о смешном у Хармса и компании, прислала эффектное видео. Все актёры театра «Et Cetera» вполне убедительно вжились в роли своих героев. Заслуженная артистка России Мария Скосырева прочитала рассказ Ирины Ермаковой «В Москву», заслуженная артистка России Ольга Белова — рассказ Юрия Цветкова «Общее житие» (про студенческие общежития), Наталия Житкова — рассказ Анны Герасимовой «Москва и я», Александр Ливанов — рассказ Евгения Бунимовича «Мой дом». Егор Гордиенко похулиганил, сопроводив чтение рассказа Дмитрия Бака «Признания понаехавшего» собственным контрапунктом (один понаехавший всегда найдёт, что добавить к признаниям другого). В наименее выгодной ситуации оказался заслуженный артист России Сергей Тонгур, которому достался рассказ «О Москве» Дениса Драгунского, потому что сам Денис Викторович тоже читал прозу. На одной территории, как бы хорошо ни сработал артист, автор оказывается… аутентичнее. Тем более когда рассказывает про свои амурные дела. Пуант рассказа «Если договариваться, то на берегу» уже стал мемом: «Она пристально посмотрела на меня и строго сказала:
— Давай договоримся. Никакой музыки. Никаких репродукций. Главное, никаких стихов! И вообще никакой болтовни! Придём — и сразу! Сможешь так? Да? Тогда пошли к тебе. Нет — так и скажи, я домой пойду, мне тут совсем рядом».
Такая проза, и «никаких стихов»!
Вечера поэзии с участием авторов и актёров идут в театре «Et Cetera» шестой год. Каждый из них — единственный и неповторяющийся. Не попал — значит, пропустил. Но такова Москва, за это её и ценю.
«Москва и немосквичи» — серия литературных вечеров Ассоциации «Культурная инициатива». Вечера знакомят с Москвой с помощью разных оптик писателей, как родившихся в Москве, так и приехавших в столицу из других мест. Рассказы и эссе, прозвучавшие в спектакле, были специально написаны для этих вечеров. — Прим. ред.
Актёрское/авторское прочтение, Et Cetera, Москва и немосквичи
23.12.2023, 1807 просмотров.