Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Система координат. Открытые лекции по литературе 1950–2000-х». Студия «Магистраль». «Система координат…». Серия вечеров

Николай Гладких


Маги, магистры, «Магистраль»

Хорошо, когда человек,
Уходя, оставляет песню.
Григорий Левин

Литературные объединения (студии, кружки, клубы и т. п.) — особый феномен советской культурной жизни. В основном они как капельки воды воспроизводили централизованную систему управления советской литературой, выступая её своего рода «первичными ячейками». Для начинающих писателей и поэтов это была неплохая школа профессионализации, место общения и площадка для публичного дебюта. И хотя по замыслу ЛИТО системно противостояли художественному андеграунду, фильтруя всякий там авангард-модернизм и вольномыслие, в них могло происходить много интересного и небанального — под личную ответственность руководителя литобъединения.

Не знаю, была ли «Магистраль» самым крупным московским ЛИТО за всю историю их существования, но она несомненно оказалась самым жизнеспособным. Студия, созданная в середине 1940-х, активно действует до сих пор, что позволило проекту «Культурная инициатива», Государственному литературному музею и Ассоциации союзов писателей и издателей провести 14 марта в Доме Ростовых вечер, посвящённый «Магистрали», в рамках цикла «Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000-х».

Открывая вечер, глава АСПИР Сергей Шаргунов отметил, что за времена своего существования «Магистраль» обросла множеством мифов и апокрифов, а это очевидный признак того, что явление — настоящее.

Основной доклад прочитал Алексей Евгеньевич Смирнов, выпускник химико-технологического института имени Д. И. Менделеева, а ныне член правления Союза писателей Москвы, поэт, прозаик, переводчик, литературовед и — last but not least — руководитель литературного объединения «Магистраль» имени Григория Левина. Вот что он рассказал.

Литературный кружок во Дворце пионеров в переулке Стопани основал в 1946 году молодой поэт и критик, выпускник Литературного института имени Григорий Михайлович Левин (1917–1994). Через некоторое время руководитель и его воспитанники перекочевали в Центральный дом культуры железнодорожников на площади трёх вокзалов и там обрели свое название — «Магистраль». Левина просили собрать побольше пишущих сотрудников Министерства путей сообщения, но это так и осталось благим пожеланием.

В 1950-х после периода затруднённого дыхания начался поэтический бум. Пришли поэты фронтового поколения. Прозвучали новые, молодые и шумные голоса. К читателю стали возвращаться поэты Серебряного века. Кульминацией всего были поэтические вечера на стадионе в Лужниках. Григорий Левин, уроженец Украины, читавший по-украински и свободно ориентировавшийся в океане мировой поэзии, звал в «Магистраль» всех интересных авторов — известных или замеченных им. Запрещённых поэтов (например, Ходасевича) тоже читали, что не раз вызывало нарекания и конфликты с бдительными цензорами.

Выступления молодых участников объединения напоминали по форме защиту диссертации. Автор читал свои творения, за ним выступало несколько специально подготовившихся оппонентов, затем следовала общая дискуссия, итоги подводил сам Левин. Разбор шёл серьёзный, но дружелюбный, направленный на рост автора. Заключительное резюме седовласого шефа неизменно поражало точностью и справедливостью оценок, не превращаясь при этом в приговор.

В 1970–1980-е годы «Магистраль» переехала во Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ) на Сокол, затем в ДК завода «Калибр». В актовых залах собиралось до семидесяти человек всех поколений от школьников до убелённых сединами. За более чем полвека через студию прошли тысячи участников. Среди них Булат Окуджава, Владимир Войнович, Владимир Леонович, Александр Аронов, Дмитрий Сухарев, Игорь Шаферан, Евгений Храмов и другие; друзьями и гостями студии были Наум Коржавин, Фазиль Искандер, Борис Чичибабин, Вильгельм Левик, Белла Ахмадулина и многие другие.

После ухода Григория Левина из жизни, с 1995 года студия, которую по предложению Владимира Леоновича возглавил Алексей Смирнов, переместилась в Дом-музей Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, где собирается и сейчас.

В 2021 году, к 75-летию объединения, в издательстве «Новый Хронограф» вышла антология «Магистраль», включающая три раздела: «Историческая „Магистраль“ (1946–1994)», «„Магистраль“ в Доме Цветаевой (1995 — по сей день)» и «Друзья студии». В неё вошли тексты 69 авторов. Удручает только тираж — 100 экземпляров, которые через день после выхода превратились в библиографический раритет.

После доклада Алексея Смирнова наступил предусматриваемый форматом «Системы координат» черёд «иллюстраций», и во всём цикле «иллюстрации» ещё никогда не были такими многочисленными. С чтением своих стихов, стихов своих соратников-студийцев и воспоминаниями выступили Григорий Зобин, Людмила Орагвелидзе, Пётр Шлыгин, Наталия Мартинец, Виктор Лунин, Наталия Филатова, Алла Шарапова, сам Алексей Смирнов, Виталий Спитченко, Юлия Покровская, Людмила Богуславская, Геннадий Калашников, Ольга Флярковская, Яков Тверской. Также в их исполнении прозвучали стихи Григория Левина, Булата Окуджавы, Виктора Леоновича, Эльмиры Котляр, Яна Гольцмана, Бориса Щербатова, Елены Похвисневой, Марины Архиповой, Игоря Калугина, Сэды Вермишевой, Владимира Леванского, Галины Китаевой, Нины Бялосинской, Александра Тихомирова, Валерия Краско, Эммануила Товбиса, Виктора Забелышенского.

Понятно, что при таком продолжительном существовании и развитии, количестве и многообразии авторов трудно даже заводить разговор о какой-то общей поэтике, свойственной воспитанникам «Магистрали». Заметна разве что ориентация на «нормальную» рифмованную силлабо-тонику. Судя по всему, основатель и руководитель студии заботился о том, чтобы начинающий поэт получил добротную классическую базу, а потом уже — кому что Бог дал.

Не удивительно, что внутри «Магистрали» были попытки обособиться и создать собственную поэтическую группу — такой были «телеуты»: Владимир Леонович, Ян Гольцман, Владимир Леванский, Валерий Краско и Александр Тихомиров, взявшие названием одну из малых народностей Западной Сибири. Признаюсь, из множества стихов, прозвучавших на вечере, меня больше всего очаровала поэма «телеута» Владимира Леванского «Апология Сократа» (её прочитала Алла Шарапова). Отрывочками из неё и закончу: «Сократ — сплошной разврат. / Богов не уважает. / Он губит наших чад, / Начальство обижает. / И вот что поражает: / Сократ — не демократ!.. // Сократ есть диалог. / Его сужденья ложны / И противоположны, / Как пол и потолок. / Он свой язык-клинок / Не убирает в ножны… // Сократ — всегда мятеж. / Горит, да не сгорает. / Он потирает плешь — / И нам очки втирает. / И всё не умирает, / Хоть режь его, хоть ешь…».

 

Система координатДом Ростовых 

21.04.2023, 486 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru