Николай Гладких
Ленинградский литературный самиздат — явление славное, почитаемое и давно, и широко изучаемое. Но не все его страницы прочитаны так внимательно, как этого заслуживают. Альманах «Фиоретти», составленный в 1964 году, изъятый КГБ и выживший в единственном экземпляре, к сожалению, пока переиздан только в Филадельфии в 2017 году, небольшим тиражом, и в России почти не известен.
Закрытию этой лакуны была посвящена лекция 7 декабря в Музее Серебряного века (Доме Брюсова), организованная «Культурной инициативой» в рамках проекта «Система координат». Как и другие мероприятия этого проекта, стартовавшего в 2008 году, она включала выступление лектора — участника представляемого события, в данном случае — Тамары Буковской, и «иллюстрации», то есть чтение текстов, в котором кроме докладчицы участвовал Валерий Мишин.
«Фиоретти» — памятник «кофейного периода» русской литературы, по выражению Константина Кузьминского, когда процветало множество литературных объединений, но поэтическая тусовка могла собраться и вокруг кофейного аппарата в кулинарии Елисеевского магазина на Малой Садовой, где за шесть копеек варили двойной кофе без сахара. Такую компанию
Было ли в «Цветочках» нечто действительно криминальное? По словам Тамары Буковской, «в отличие от московской литературы и круга СМОГистов, петербургских поэтов не сильно волновали темы политические, потому что напористость большезальных литераторов с их „уберите Ленина с денег“
Среди авторов альманаха многие имена так и остались «засохшими, безуханными» цветами между страниц книги. Но там же впервые увидели свет стихи Леонида Аронзона ( «Послание в сумасшедший дом», «Псковское шоссе», «Валаам» № № 1–3), Владимира Эрля (две главы из «Поэмы, которую можно назвать дневником, но лучше никак не называть» и другие), Александра Миронова (третья глава из поэмы «Раскрепощение» и другие), Андрея Гайворонского ( «Пожар в сумасшедшем доме», «Ассоциации вокруг чашки чёрного кофе», «Интерьер распятия. 1914 год» и другие)… Евгений Вензель ( «Ангел“, “№ 92. И ветер, и плыви, ладья пустая…», «Сколько птиц надрывается песней…», «Жалобы»), больше известный как муж Елены Шварц, сейчас уже оценён как самостоятельный тонкий
В качестве иллюстраций Тамара Буковская и Валерий Мишин прочитали стихи Аронзона, Вензеля, Гайворонского, Евгения Звягина, Миронова, Эрля, Юппа и свои собственные.
Один из вопросов касался общения и взаимовлияния поэтов Малой Садовой с другими неофициальными поэтами Питера. Отвечая на него, Тамара Буковская сказала: «Все были в своё время потрясены явлением Бродского… Он прокатился по нам колесом, и все мы были свидетелями того, что с ним происходило. И, с одной стороны, казалось: какой ужас, что поэта судят! С другой стороны, это давало повод для самоуважения. Оказывается, к литературе можно относиться так серьёзно, что за неё даже можно пострадать…» Это был тот же самый 1964 год.
Хеленукты — неофициальная ленинградская арт-группа (1966–1972), в состав которой входили Дмитрий Макринов, Александр Миронов, Владимир Немтинов, Владимир Эрль.
Неподцензурная поэзия, "Поэзия", события, 2017, Поэт, поэзия, Время, КнигИ
12.03.2023, 1056 просмотров.