Представление антологии «Поэзия последнего времени» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2022)
Мария Мельникова
Продолжай собирать грибы
Словарь Ожегова даёт следующие значения слова «последний»:
1. Конечный в ряду чего-нибудь .
2. По времени находящийся в конце какого-нибудь ряда событий, явлений, завершающий собою этот ряд.
3. Самый новый, только что появившийся.
4. Окончательный, бесповоротный.
5. Совсем плохой, самый худший. (разг.)
6. Этот, только что упомянутый (книжн.)
7. Всё то немногое, что осталось.
Обложка вышедшего в Издательстве Ивана Лимбаха сборника «Поэзия последнего времени» спереди походит на результат некой производственной катастрофы. Черный прямоугольник съехал вбок, словно с дизайнером что-то случилось, скорее всего, что-то скверное. Заголовок читаем, но буквы претерпели изменения — возможно, им стало трудно быть кириллицей, и они ищут выход из положения. Сзади покосившийся черный прямоугольник подпирает растянутый штрих-код, превращая обложку в подобие шкуры животного из печального и малоприличного анекдота о том, что жизнь — как зебра: чёрная полоса, белая полоса, чёрная полоса, белая полоса, чёрная полоса, хвост и…
В составленную Юрием Левингом книгу вошли тексты ста двадцати шести русскоязычных авторов, написанные непосредственно перед и после 24 февраля 2022 года и расположенные в форме хроники. Сборник можно было бы назвать поэтическим календарем, но в него вошли произведения, созданные с февраля по июль. Наверное, можно сказать, что перед нами календарь-луч, устремленный в неизвестность. «Трудно найти себя», — философски отметил Данила Давыдов, отыскивая перед выступлением в «Поэзии последнего времени» своё стихотворение. Книга составлена так, что конкретный текст конкретного человека действительно нелегко вычленить — как, собственно, и в историческом процессе.
Среди тех, кто внёс свой вклад в стихотворный отчёт о первой половине 2022-го — Ольга Аникина, Павел Банников, Полина Барскова, Евгения Беркович, Ольга Брагина, Алла Боссарт, Илья Бронштейн, Ксения Букша, Дмитрий Быков, Евгения Вежлян, Томас Венцлова, Татьяна Вольтская, Владимир Гандельсман, Алла Горбунова, Андрей Гришаев, Юлий Гуголев, Данила Давыдов, Александр Дельфинов, Олег Дозморов, Ирина Евса, Всеволод Емелин, Вадим Жук, Гали-Дана Зингер, Игорь Иртеньев, Геннадий Каневский, Катя Капович, Ирина Котова, Демьян Кудрявцев, Дмитрий Кузьмин, Роман Лейбов, Герман Лукомников, Мария Малиновская, Елена Михайлик, Лев Оборин, Вера Павлова, Юлия Подлубнова, Вера Полозкова, Виталий Пуханов, Андрей Родионов, Фёдор Сваровский, Дарья Серенко, Александр Скидан, Мария Степанова, Данил Файзов, Елена Фанайлова, Татьяна Щербина. Всего 126 авторов. История способна разъединять и объединять. Авторы «Поэзии последнего времени» живут в России, Украине, Европе, Америке, на Ближнем и Дальнем Востоке. Среди них есть те, кто родился до начала Великой Отечественной войны и те, кто появился на свет на излёте 1990-х. Есть верлибристы, приверженцы силлабо-тоники, традиционалисты, экспериментаторы. Есть поэты, могущие похвастаться народной известностью, и авторы узкого круга. Есть гражданские активисты и те, кто предпочитает «возделывать свой сад». Есть те, кто покинул Российскую Федерацию после февраля. И те, кто после февраля был вынужден покинуть Украину. Есть те, кто до февраля никогда не оказался бы вместе на одном литературном мероприятии.
Открывая презентацию сборника в клубе «Китайский лётчик „Джао Да“», Юрий Цветков по примеру Марка Аврелия призвал присутствующих делать что должно, и будь что будет. А в середине мероприятия сквозь зал клуба прошла женщина с маленьким мальчиком, и растерявшийся от непривычной обстановки ребёнок звонко спросил: «Что мне делать?».
От себя участники презентации говорили мало. Юлий Гуголев признался, что не верил, что в России издание такого сборника и таким тиражом (2000 экземпляров) будет возможно. «Спасибо за осуществление того, во что я не верил» — поблагодарил он издателей. Для главного редактора Издательства Ивана Лимбаха Ирины Кравцовой сборник — прежде всего ценный документ для нынешнего и будущего поколений. А для Виталия Пуханова — «перезапуск поэтической речи», книга, демонстрирующая, как в 2022 году стихотворцы вынуждены заново учиться говорить.
«Поэзия последнего времени» — не политическая книга, а исследовательская. Её авторы просто пытаются понять, что случилось с окружающей их реальностью. Они осваивают изменившийся мир самыми разными способами: кто-то ищет подсказку в традиционных культурных нарративах, кто-то смещает повествование в область документалистики, кто-то изобретает для нового времени новый язык. Кто-то говорит из самой глубины ошеломленной души, кто-то надевает маску карнавального персонажа (и от этого вовсе не становится менее страшно). У одних авторов война, подобно Минотавру, прячется в сложном символически-иносказательном лабиринте, у других — бросается читателю прямо в лицо во всех своих кошмарных подробностях, как монстр в компьютерной игре. Многие из этих текстов уже через десять лет станут непонятны без исторической справки, другие же будут совершенно ясны и в следующем веке.
А один из возможных ответов на вопрос «Что делать?» содержится на странице 31, в строках Юлии Крыловой: «Если война застанет тебя в лесу, / продолжай собирать грибы…».
Китайский летчик
04.01.2023, 941 просмотр.