Александр Евсюков
Во вторник вечером 4 октября на сцене клуба «Китайский лётчик Джао Да» состоялась премьера
Автором концепции спектакля и главным исполнителем множества ролей стал актёр и писатель Евгений Сулес. Идея «Электричества» на сцене возникла у него давно и долго зрела, пока он читал отдельные рассказы Манович на разных литературных вечерах. Можно сказать, что цель спектакля заключалась в том, чтобы донести до зрителя тексты как части мозаики, ставшие единым целым. То есть, именно текст в спектакле — главное. Поэтому представление и проходит в форме читки при минимуме внешних выразительных средств. «Хотелось уйти от наигрыша и от театральной неестественности. Показать не себя, а Лерины рассказы, чтобы за яркостью выступления не пропал первоисточник. Хотелось именно сдержанности», — пояснил Евгений.
По ходу недолгого, чуть дольше часа, но очень насыщенного и плотного действа в исполнении Сулеса прозвучали рассказы Леры Манович «Рыбка», «Чокнутые», «Парапсихологи», «Электричество», «Шпроты», «Газ», «Сапоги» и «Рехау» (кстати, почти все они входят в её большой авторский сборник «Прощай Анна К.», вышедший в прошлом году в издательстве «Фолиант»). А короткий рассказ с провокационным названием «Задница» был прочитан Евгением и Лерой на два голоса. Все эти тексты не связаны единым героем, при этом они выстроились в единую драматургическую линию и стали важными этапами действия. Из минимальных выразительных средств стоит отметить песню «Слишком пьяна» группы «Nouvelle Vague», «Бросай девушек» Франс Галь, а также финальную композицию — «Герои» Дэвида Боуи.
Едва ли не каждое движение активно фотографировали энтузиасты и мастера своего дела Алексей Нешин, Сергей Мшвилдадзе и упоённо выступивший в этой роли поэт, прозаик и издатель Вадим Месяц.
О заглавном рассказе спектакля сам Сулес отозвался так: «Это мой любимый рассказ Леры Манович. В нём удивительно сочетаются грубость и нежность, проза и поэзия, низкое и высокое. И ещё
«И вот тут, блин, не знаю, что на меня нашло. Как будто долбаный Виталькин голос заговорил в голове. „Чувак. Это решающий момент. Либо ты сейчас делаешь так, чтоб у неё снесло крышу, либо ты эту девочку больше не увидишь. Запомни — самые тонкие, самые фифочки — самые сучки. Это по Фрейду. У них в башке такое! Их стихами не проймёшь. Их подчинить надо. Вот у меня одна библиотекарша была…“
В общем, мне очень надо было её подчинить. Сразу. Это был вопрос жизни и смерти. Я поставил стакан, крепко так взял её за плечи и на ухо ей шепчу:
— Хочешь меня, сука?..»
В таких моментах особенно важны и ощутимы вкус автора и исполнителя, их способность удержаться на тонкой грани и не провалиться в пошлость. Как верно заметил поэт и сооснователь проекта «Культурная инициатива» Данил Файзов по окончании спектакля: «Нередко
В финале выскажу одно замечание — лично у меня осталось чувство некоторого зрительского голода и желание, чтобы спектакль продолжался ещё, чем я не замедлил поделиться с его создателями. Так что, надеюсь, в следующий раз к прочитанным текстам органично добавятся и другие рассказы Леры Манович.
28.10.2022, 690 просмотров.