Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Представление книги «Восемь великих» (М.: РГГУ, 2022). «Система координат…». Неподцензурная поэзия. Серия вечеров

Николай Гладких

Великолепная восьмёрка

2 ноября в Резиденции Ассоциации союзов писателей и издателей в Доме Ростовых прошло представление книги «Восемь великих» в рамках серии вечеров о российской неподцензурной поэзии второй половины ХХ века, организованной Государственным музеем истории русской литературы имени В. И. Даля, Ассоциацией союзов писателей и издателей и Ассоциацией «Культурная инициатива». Первый вечер серии, посвящённый «Лианозовской школе» и выходу одноимённого сборника состоялся 17 октября в  «Китайском лётчике Джао Да», ещё ряд предстоящих мероприятий принимают Дом Ростовых и Музей истории российской литературы.

В основу издания «Восемь великих» легли доклады XVII Сапгировских чтений, которые проходили 21—22 ноября 2020 в РГГУ под председательством Юрия Орлицкого и были посвящены восьми поэтам: Геннадию Айги, Геннадию Алексееву, Леониду Аронзону, Иосифу Бродскому, Всеволоду Некрасову, Генриху Сапгиру, Виктору Сосноре и Игорю Холину. Каждому из этих поэтов в сборнике посвящены тексты исследователей (всего пятьдесят четыре статьи).

На Поварской собралось около семидесяти человек — по нашим временам практически аншлаг. Концепция вечера, как объяснил его ведущий Юрий Цветков, состояла в том, чтобы Юрий Орлицкий представил книгу в целом, далее о каждом из  «восьми великих» высказался эксперт, объясняющий, в чём величие данного поэта, затем одно-два его стихотворения прочитали актёры, а потом в аудио- или видеозаписи прозвучало авторское чтение одного стихотворения.

С самого начала, однако, всё пошло не по сценарию — посыпалась экспертная часть — вызываемые спикеры стали отказываться выступать, поскольку, по их словам, они не были предупреждены, какая миссия на них возложена. (Со стороны смотрелось это странно, зачем тогда их приглашали на вечер, и, в любом случае, если филолог написал статью о каком-то поэте, неужели он без подготовки не может сказать о предмете своего исследования несколько слов? — Прим. ред.) А из тех, кто не уронил честь говорильного цеха, не все вняли призыву высказываться по персоналиям.

Как можно предугадать, камнем преткновения для зала, а отчасти и для экспертов стал вопрос о критериях «величия». Ну, ладно, с Бродским понятно — по другую сторону улицы Поварской ему памятник стоит. А кто такие Алексеев (Геннадий) и Некрасов (Всеволод)? Кто их читал и не собрались ли все, кто про них слышал, в этом зале? Великий Аронзон и великий, скажем, Евтушенко — что будет, если поставить их рядом? Все ли непризнанные при жизни, но любимые нами поэты должны быть признаны великими? А почему в ней отсутствует несомненно великий Ян Сатуновский?

Юрий Орлицкий ответил просто: есть такой критерий как вкус. У кого его нет, тому не поможешь. Но если вы хотите проникнуться до конца — читайте нашу книгу (тираж целых сто экземпляров). А что касается Сатуновского, он, понятно, великий, но в природе не нашлось достаточного количества филологов, которые бы им занялись. Да, по словам Орлицкого в книгу вошли именно эти поэты, потому что об их творчестве были написаны доклады для конференции.

Посрамлению скептиков способствовали не только выступления литературоведов — перечислим по порядку всех, кто украсил собой этот вечер: Михаил Павловец, Ольга Бараш, Галина Зыкова, Елена Пенская, Данила Давыдов (ожидался также Владимир Новиков, который звонил организаторам, что вот-вот будет, но за два часа до Дома Ростовых так и не доехал). Важным элементом вечера стали чтения стихов: актёр Губернского театра Андрей Щёткин прочитал тексты Айги, Алексеева, Аронзона и Бродского, а Ольга Матвеева, режиссёр этого же театра, а также театра «Et Cetera», постановщик поэтических спектаклей «Вечер поэзии — 60-е…» и  «Поэтическое кафе „Луч“» — Некрасова, Сапгира, Соснору и Холина. Голоса самих поэтов тоже прозвучали — значительно менее членораздельно (что поделать, не всех успели качественно записать при жизни), и вообще, авторское чтение — это священнодействие, претензии к нему неуместны.

Разумеется, дело совсем не в битве за статусы. А в том, что в русской поэзии второй половины ХХ века есть целые непрочитанные области и замечательные имена. И есть люди, которые озабочены тем, чтобы они вышли из полузабвения, а то и полного небытия. В ноябре — декабре в Доме Ростовых пройдут следующие встречи, посвящённые русской неподцензурной поэзии и её публикациям, а 18—19 ноября в онлайне — очередные Сапгировские чтения. И наверняка круг великих русских поэтов станет ещё больше.

Неподцензурная поэзияСистема координат 

20.11.2022, 721 просмотр.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru