Михаил Ерёмин. Фото Даниила Духовского. 2013
Полина Барскова
Теперь, прощаясь с его жизнью и судьбой, я нахожу удивительным, поучительным и отрадным: 1936 год рождения — пока его сверстники топили оттепель, были затоплены ею, орали и молчали, и шептали в лужниках, разбивали себе сердца о возможность и невозможность публикации и публичности в отчизне — поэт Михаил Ерёмин писал свои устрицы/ящерицы/черепахи, диковинные загадки/кроссворды стихов, как хотел, как умел: и на прямой, мы видим, ушёл гораздо дальше более т/резвых и бойко оравших. Его жизнь представляется редким и последовательным примером «осуществления» (эту идею он сам противопоставлял идее публикации): писал он медленно, трудно, вероятно, вполне понимая, к какому именно результату стремится. Теперь, когда
Сергей Завьялов
Умер Михаил Фёдорович Ерёмин.
Ему было восемьдесят шесть, из них почти семьдесят лет «звучала его лира», как говорили на языке, который поэт любил, и звуки которого вплетались в то многоголосие, которое стало стержнем его поэтики. Первое стихотворение, включённое автором в каноническое собрание (Стихотворения. М.: Новое литературное обозрение, 2021), написано шестьдесят пять лет назад, последнее — незадолго до смерти ( «Звезда», № 7/2022).
Но в этот скорбный час не время рассказывать о его творческом пути, время — вспомнить самого Михаила Фёдоровича: интонации его голоса, серьёзность его шуток, мужество, с которым он переживал всё — болезни, мучившие его почти всю жизнь, многолетнее невнимание читателей (и вовсе не
И, кажется, с тем же хладнокровием воспринимал он успехи, пришедшие на склоне лет: премии, многочисленные книги, «собрание сочинений», научные статьи и доклады, семинары, посвящённые его творчеству, интерес молодых поэтов. По стихам последних двух десятилетий можно проследить, как всё более крепнет в его восьмистишиях несуетное, неземное, как всё больше его творчество превращается в диалог с вневременным, вечным.
Последним будучи, как сказано, из тварных взялся
Всерьёз за им поименованных — от вырубки и пáла,
До, скажем, топиара, от убойных ловчих ям
К доместикации (откорм, отбор, инбридинг) словом
Так,
Вплоть до новейших ухищрений, то бишь
До
А как оно аукнется? — Узнается, как будет кем.
Быт. 1, 2, 3.
Отсутствие Михаила Фёдоровича так трудно осознать и так больно пережить.
Дмитрий Кузьмин
Михаил Ерёмин был великим поэтом, одним из тех, кто определил лицо русской поэзии второй половины XX века, — но в русской поэзии второй половины XX века было много великих поэтов. Михаил Ерёмин открыл для русской поэзии новые возможности словаря и синтаксиса, построил небывалую и вместе с тем укоренённую в многовековые традиции (не русские) образную систему, — но задачи таких масштабов решали в это время многие авторы. Что делает фигуру Ерёмина единственной в своём роде — это невероятная степень самотождественности: способность на протяжении шести десятилетий писать одну и ту же книгу «Стихотворения», не сдвигаясь ни на пядь с избранной точки, при этом так или иначе вмещая в себя (и в стихи) всю личную и публичную историю. Не поручусь, что это правильный ответ на вызов времени, что художник не должен ломаться с каждым новым переломом эпохи. Но ответ этот удивителен, и нам ещё предстоит его в полной мере осмыслить.
Иван Соколов
Иного любишь припадочно,
Александра Цибуля
Пожалуй, сложно найти более строгого, дисциплинированного, последовательного поэта второй половины XX века, чем Михаил Ерёмин. Все его стихотворения представляют собой нерифмованные восьмистишия. Иное число строк и рифма встречаются только в совсем ранних произведениях
Поэтическое наследие Ерёмина следует рассматривать как единый большой проект. Неслучайно все свои книги он принципиально называл «Стихотворения», добавляя к заголовку только номер сборника. Генрих Сапгир считал, что Михаил Ерёмин всю жизнь пишет
Если отдельное стихотворение Ерёмина —
Я не раз говорила друзьям, что Ерёмин — поэт масштаба Томаса Стернза Элиота и Эзры Паунда. В «Canto CXVI» Паунд писал «Я бросил огромный хрустальный шар; / Кто сможет его поднять? / Сможешь ли войти в огромный жёлудь света?» Михаил Ерёмин нёс этот хрупкий хрустальный шар больше полувека с невероятным достоинством и внутренней серьёзностью.
Эта серьёзность не исключала поэтического остроумия, Ерёмин упоминается Довлатовым в анекдотах о русской культуре, можно вспомнить хеппенинги «филологической школы». Одна из историй, которую мне рассказали друзья поэта, связана с операцией в Израиле, где Ерёмину ампутировали ногу. По этому поводу он шутил: «Я частично похоронен в Святой земле».
Мне всегда казалось, что Михаил Еремин будет жить очень долго, как французский художник Пьер Сулаж (ему на данный момент сто два года), который всю жизнь пишет чёрные картины. Ерёмин и Сулаж перекликались для меня и
Валерий Шубинский
Михаил Ерёмин — один из поэтов поколения
Другое дело — какой конкретно путь выбирал каждый поэт. Алхимическое разложение жизненной плоти в тигле языка, медленное вглядывание в мир и вещи, соединение их в быстрый и чувственно напряженный коллаж, вторичное оживление высокого лирического языка через его полуостранение, такое же полуостранение казённой или обывательской речи, брутальный, с сюрреалистическим оттенком минимализм… Все эти варианты были испробованы. Все они оказались возможны и плодотворны.
Путь Ерёмина был самым радикальным. Он ушёл в глубинную, внутреннюю жизнь языка, в сложный мир неочевидных ассоциаций, малоизвестных смыслов слов, усложнённого и ведущего к парадоксам синтаксису. Превратил стихи не то в запутанный клубок словесной нити, не то, скорее, в сложные уравнения, которые читателю надо разрешать. Но для этого необходимо владеть
Такую поэзию не будешь читать для отдохновения, она сразу не завоюет сердце, не станет приятной и незаметной спутницей. Но есть умы и души, которым она необходима. Она даёт то, чего не даст никакая другая. Это современная метафизическая поэзия. Один из её вариантов.
А кроме того были хорошие переводы модернистской английской поэзии. Были написанные для заработка и справедливо забытые пьесы. Был пожилой джентльмен, на
Для части младших коллег Ерёмин стал учителем, хотя целенаправленно никого не учил. Но и другим он показал важный пример просто смелостью и своеобразием своего поэтического мира и верностью избранной дороге.
Премия Андрея Белого
22.10.2022, 1837 просмотров.