Александр Правиков
17 августа в
Открывая вечер, Алексей Алёхин говорил о том, что в поэзии ценит не столько саму поэзию, сколько исключения из неё. Одним из таких исключений он назвал и Хоменко. Юлий действительно
Впрочем, стихи Хоменко от этого не становятся плоско музыкальными или звукоподражательными. В них много тишины, пауз, простора для смысла. Пространства между нотами или словами. Может быть, при авторском чтении это чувствуется меньше — Юлий читает свои стихи хорошо поставленным преподавательским голосом. А когда раскрываешь книгу, особенно заметно, как строчки повисают в воздухе даже не облаками, которых так много в книге, а паутинками. А если облаками, то перистыми.
Не зря книга называется «Небо в перьях»: небо есть, наверное, в половине стихов. Кроме облаков, его населяют другие жильцы высот — звёзды, птицы, воспоминания детства.
вверх и в стороны
поднимая натягивают небо
ласточки
(«вверх и в стороны…»)
Второй по важности герой книги Хоменко — время. Его бег автор всегда ощущает, всегда отмечает, стараясь при этом не впадать в драматизм.
на территории
моего бывшего детского сада
с годами
(«на территории…»)
Или:
не течение времени
а утечка
(«не течение времени…»)
Интересно, что Хоменко вообще свойствен такой взгляд… с высоты птичьего полёта, что ли, в том числе и на страшные вещи. Вот смерть, автор не фиксируется на ней, а сразу заглядывает за:
ну и умрёшь
но ведь родишься заново
таким вот к примеру голубем
клюющим слякоть
хромая на беспалую ногу
(«ну и умрёшь…»)
Или:
где те птенцы что вылупились
в середине шестидесятых
на нашем балконе в Малом Лёвшинском переулке?
ну конечно на небесах
(«где те птенцы что вылупились…»)
Ну конечно. Кстати, небеса Хоменко — не рай, ничего такого. Скорее, пустота, свобода… но свобода и пустота одомашненные, согретые зорким наблюдателем.
Презентация была короткой, лёгкой — автор разбил своё чтение на два сета минут, кажется, по пятнадцать. В перерыве между ними выступили студенты Гнесинки с тремя романсами на стихи Хоменко.
Причём это были именно опусы в классическом духе: не слова, положенные на музыку, а полноценные произведения, в которых главная — музыка. Интересно, что даже сквозь оперный вокал угадывалось нечто главное в поэтике Хоменко — воздух, паузы, молчание. Исключения из закона притяжения.
Пункт назначения, Музей -квартира А.Н. Толстого
10.09.2022, 886 просмотров.