Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация альманаха «Полиграфомания», вып. 4 (М.: «Азбуковник», 2021)

Артём Пудов

Когда все вместе

В прохладный осенний вечер 19 октября клуб «Китайский лётчик Джао Да» встречал дружеским теплом. В большом зале состоялась встреча, посвящённая выходу нового — уже четвёртого — альманаха «Полиграфомания», собравшего под своей обложкой поэзию и прозу участников и друзей литературной студии Полиграфа — а теперь Московского Политеха — под руководством профессора Георгия Векшина. Совсем недавно именно здесь, в «Лётчике» — одной из традиционных площадок организаторов мероприятия, проекта «Культурная инициатива», — прошли презентации книг участников и выходцев студии: Анастасии Гейченко, Евгения Илькаева, Максима Маркевича, Дмитрия Усенка, Григория Шерстнёва… И теперь все были в сборе.

«Полиграфомания» — литературный альманах, смыслы которого рождаются из свободного диалога слова и графики (авторы графических работ — студенты и выпускники Полиграфа — его Института графики и искусства книги имени Владимира Фаворского). Эта книга открывается как театральный занавес, вовлекая читателя в пространство слова, вступающего в сложное сценическое взаимодействие с ритмикой, заданной тонким расчётом дизайнера Петра Бема, и продвигает от работ дебютантов альманаха, вчерашних студентов Ярослава Лоскота, Веры Николаевой и Яны Савицкой — к поэтам более известным — а далее к большому разделу прозы «Развороты», затем — к текстам Владимира Аристова, Дмитрия Веденяпина, Анастасии Векшиной, Марии Галиной, Нади Делаланд, Валерия Лобанова, Андрея Родионова, Аркадия Штыпеля (рубрика «Высокая печать») и наконец — к разделу «Авторское право», где опубликованы стихотворения двух поэтов, тесно связанных с традицией студии — Сергея Преображенского и Анатолия Жигулина. Заключительный разворот книги — раздел «Нахзац» в этот раз отдан выборке из работ Павла Флоренского об искусстве.

Авторы — поэты, художники, музыканты — поделились со слушателями уже опубликованными и совершенно новыми текстами, которые представлять ещё более ответственно, чем «старые и давно прожитые», по замечательному выражению Блока.
Прозвучали стихи и песни Анастасии Бугайчук, Анастасии и Сергея Гейченко, Максима Глазуна, Марии Гусевой, Евгения Илькаева, Сержа Имейлова, Татьяны Коник, Евгении Ловгун, Ярослава Лоскота, Максима Маркевича, Алексея Могарычева, Алексея Трофимова, Дмитрия Усенка, Григория Шерстнёва, Ирины Шпилевой и др.

Много добрых слов было сказано в адрес составителей сборника — Анастасии Бугайчук, поэта и редактора в АСТ (редакция Елены Шубиной), и филолога Василия Воробьёва; редакторов альманаха — Ирины Шпилевой, Анастасии Гейченко, Яны Савицкой. Ведущий вечера, неизменный ответственный редактор альманаха Георгий Векшин благодарил «режиссёра» книги Петра Бема, авторов многочисленных и оригинальных иллюстраций, а также руководство вуза — за финансовую и организационную поддержку проекта, сотрудников типографии «Красная звезда» — за прекрасное полиграфическое исполнение книги.

Обо всех авторах альманаха — а здесь работы 57 литераторов и 10 художников — рассказать невозможно. Упомяну лишь некоторых.

Один из авторов сборника — Максим Глазун, лонг-листер «Филатов Феста», премии «Лицей», недавний участник популярного проекта «Полёт разборов», победитель Турнира поэтов — 2019. В его глубоко индивидуальных стихах общая мрачноватая тональность нередко сочетается с напряжённой рефлексией и задумчивостью, и иногда получается едва ли не трогательно:

хочется до неприличия
выпрямить красноречие
языческое прилипчивое
икрою во мне мечется

Искромётные песни Сержа Имейлова, в которых безобидный юмор местами хитроумно переходит в жёсткий сарказм, в этот вечер сплелись для меня с залихватской поэзией Евгения Илькаева, победителя московских слэмов и участника проекта «Прыжок лосося» (с Сергеем Гейченко и Максимом Маркевичем). Когда слушаешь песни Имейлова или стихи Илькаева, поначалу обманываешься благодушной, приятельской авторской интонацией, однако как у Сержа вдруг внезапно проскользнёт какое-то суровое выражение, так и в поэзии Евгения мнимо шуточное не раз подкрепляется безапелляционно-точными выводами:

вообще-то
существуют ещё
ад (чистилище под вопросом)
рай

надеюсь наверху знают об этом

надеюсь после смерти
нас не сгребут в одну здоровенную кучу
а расфасуют

хоть как-нибудь

Творчество Сергея Гейченко — филолога, преподавателя, музыканта, поэта, прозаика, в большом объёме представленное во всех четырёх альманахах, приобрело для меня совершенно новое дыхание после стихотворения «Двухтысячный. И мне двенадцать лет…». Радует, что поэту, несмотря на смену оптики, удаётся сохранять оригинальность и остроту текстов, а финальные строки этого же стихотворения, по-моему, очень важного для понимания поэтики Гейченко, крепко отпечатались в моей памяти:

Я стал собой. Любовь сильнее зла.
Любого. Ты меня сформировала,
Давя и грея, ты перемогла
Тупое время, и тупая мгла
Ещё не до конца меня взяла,
Не всё во мне объяла.

Безусловно, достойны упоминания и тексты других авторов, выступавших в тот вечер: могучие, резкие стихи Максима Маркевича — музыканта, художника, исполнителя, чьи творческие вечера пользуются большой популярностью; эмоциональные и иногда печальные строки Анастасии Бугайчук; задорное творчество Ирины Шпилевой и обманчиво-инфантильные стихи Веры Николаевой, от бытовых ситуаций переходящие едва ли не к экзистенциальным вопросам; короткие и тонкие зарисовки Ярослава Лоскота, впитавшие Пригова, Хлебникова, а теперь, как кажется, отчасти и Мамардашвили — одного из любимых философов Ярослава. О чём бы ни писали участники студии — о девяностых (Татьяна Коник), о людях и событиях вокруг себя — с едким юмором (Дмитрий Усенок) и с оптимизмом в стиле «свет в конце тоннеля» (Григорий Шерстнёв), о фантастических мирах и о неурядицах, которые скорее воодушевляют (Алексей Трофимов и Мария Гусева), — они делают это с вдохновением и вниманием к читателю/слушателю. Философские ракурсы поэтической речи открылись слушателям в стихах Евгении Ловгун, Яны Савицкой, Анастасии Гейченко.

«Полиграфомания — 4» пестрит фамилиями авторов, которые после окончания родного вуза двинулись совершенно разными профессиональными и творческими путями и приобрели известность каждый в своей области. Так, журналист и писатель Антон Секисов, представленный в сборнике поэзией, опубликовал несколько успешных повестей, а его последняя по времени повесть «Бог тревоги» вышла в петербургском издательстве «Лимбус Пресс». В альманахе напечатана пьеса опытного драматурга и преподавателя Элины Петровой «Дебаркадер», проза Натальи Лизоркиной, больше известной как драматург, поэт и сценарист. Творческая встреча с Петровой и Лизоркиной, состоявшаяся не так давно в Библиотеке имени Михаила Светлова, стала событием в московской литературной жизни, позволила многим присутствующим в зале оценить весь спектр современной российской драматургии, подтолкнув меня к завершению первой моей пьесы.

Выступили поэтические корифеи — Владимир Аристов, оставивший для этого вечера писательскую резиденцию в Переделкино; Валерий Лобанов — член жюри Турнира поэтов Московского Политеха — 2021, автор недавно представленной книги «Лёгкое бремя».

Владимир Аристов, помимо своеобычной поэзии, во многом следующей линии Парщикова и Драгомощенко, является, как известно, автором крупной и малой прозы, которые, как мне видится, стоят совершенно отдельно от основных современных отечественных тенденций.

Валерий Лобанов, как и Георгий Векшин, некогда был участником поэтического семинара Анатолия Жигулина, незримого покровителя нынешней Полиграфомании, чьи стихи начала 1980-х («Отдам еврею крест нательный…», «Поручик Родионов») прозвучали в исполнении ведущего. Эмоциональный комментарий Валерия Лобанова по поводу верности традициям наших знаменитых предшественников — Давида Самойлова, Бориса Слуцкого и многих других, полагаю, запомнился большинству присутствовавших. Стихи Лобанова лично у меня всякий раз вызывают лёгкую оторопь — насколько они просты на первый взгляд, настолько объёмны, многоплановы при большем приближении.

Литературовед, профессор Владислав Пронин, в «дополиграфоманские» времена руководитель литературной студии Полиграфа, на вечере прочитал несколько юмористических стихотворений, образовавших яркий контраст с представленными в альманахе автобиографическими очерками о детстве Владислава Александровича. А неутомимый менеджер проекта «Полиграфомания» Василий Воробьёв представил одно из стихотворений Сергея Преображенского, яркого поэта, филолога, давнего друга студии, чья подборка, как я уже говорил, опубликована в мемориальном блоке.

После завершавшего вечер блистательного мини-концерта фольклорного ансамбля «Да ладно» пришло время расходиться, но, кажется, многих участников этой доброй и большой семейной встречи радует, что несмотря на все препятствия, к числу которых относится не только пандемия, новый альманах в четыреста с лишним страниц вышел, явив публике новое поэтическое и полиграфическое качество. Студия продолжает активную работу, в её планах новые рабочие и концертные встречи, вечера известных поэтов, работа над авторскими книгами, новые презентации. «Полиграфомания» продолжает жить и расширять возможности, прирастая новыми участниками из самых разных творческих областей.

Китайский летчикПолиграфомания 

29.10.2021, 507 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru