Артём Пудов
В прохладный осенний вечер 19 октября клуб «Китайский лётчик Джао Да» встречал дружеским теплом. В большом зале состоялась встреча, посвящённая выходу нового — уже четвёртого — альманаха «Полиграфомания», собравшего под своей обложкой поэзию и прозу участников и друзей литературной студии Полиграфа — а теперь Московского Политеха — под руководством профессора Георгия Векшина. Совсем недавно именно здесь, в «Лётчике» — одной из традиционных площадок организаторов мероприятия, проекта «Культурная инициатива», — прошли презентации книг участников и выходцев студии: Анастасии Гейченко, Евгения Илькаева, Максима Маркевича, Дмитрия Усенка, Григория Шерстнёва… И теперь все были в сборе.
«Полиграфомания» — литературный альманах, смыслы которого рождаются из свободного диалога слова и графики (авторы графических работ — студенты и выпускники Полиграфа — его Института графики и искусства книги имени Владимира Фаворского). Эта книга открывается как театральный занавес, вовлекая читателя в пространство слова, вступающего в сложное сценическое взаимодействие с ритмикой, заданной тонким расчётом дизайнера Петра Бема, и продвигает от работ дебютантов альманаха, вчерашних студентов Ярослава Лоскота, Веры Николаевой и Яны Савицкой — к поэтам более известным — а далее к большому разделу прозы «Развороты», затем — к текстам Владимира Аристова, Дмитрия Веденяпина, Анастасии Векшиной, Марии Галиной, Нади Делаланд, Валерия Лобанова, Андрея Родионова, Аркадия Штыпеля (рубрика «Высокая печать») и наконец — к разделу «Авторское право», где опубликованы стихотворения двух поэтов, тесно связанных с традицией студии — Сергея Преображенского и Анатолия Жигулина. Заключительный разворот книги — раздел «Нахзац» в этот раз отдан выборке из работ Павла Флоренского об искусстве.
Авторы — поэты, художники, музыканты — поделились со слушателями уже опубликованными и совершенно новыми текстами, которые представлять ещё более ответственно, чем «старые и давно прожитые», по замечательному выражению Блока.
Прозвучали стихи и песни Анастасии Бугайчук, Анастасии и Сергея Гейченко, Максима Глазуна, Марии Гусевой, Евгения Илькаева, Сержа Имейлова, Татьяны Коник, Евгении Ловгун, Ярослава Лоскота, Максима Маркевича, Алексея Могарычева, Алексея Трофимова, Дмитрия Усенка, Григория Шерстнёва, Ирины Шпилевой и др.
Много добрых слов было сказано в адрес составителей сборника — Анастасии Бугайчук, поэта и редактора в АСТ (редакция Елены Шубиной), и филолога Василия Воробьёва; редакторов альманаха — Ирины Шпилевой, Анастасии Гейченко, Яны Савицкой. Ведущий вечера, неизменный ответственный редактор альманаха Георгий Векшин благодарил «режиссёра» книги Петра Бема, авторов многочисленных и оригинальных иллюстраций, а также руководство вуза — за финансовую и организационную поддержку проекта, сотрудников типографии «Красная звезда» — за прекрасное полиграфическое исполнение книги.
Обо всех авторах альманаха — а здесь работы 57 литераторов и 10 художников — рассказать невозможно. Упомяну лишь некоторых.
Один из авторов сборника — Максим Глазун,
хочется до неприличия
выпрямить красноречие
языческое прилипчивое
икрою во мне мечется
Искромётные песни Сержа Имейлова, в которых безобидный юмор местами хитроумно переходит в жёсткий сарказм, в этот вечер сплелись для меня с залихватской поэзией Евгения Илькаева, победителя московских слэмов и участника проекта «Прыжок лосося» (с Сергеем Гейченко и Максимом Маркевичем). Когда слушаешь песни Имейлова или стихи Илькаева, поначалу обманываешься благодушной, приятельской авторской интонацией, однако как у Сержа вдруг внезапно проскользнёт
существуют ещё
ад (чистилище под вопросом)
рай
надеюсь наверху знают об этом
надеюсь после смерти
нас не сгребут в одну здоровенную кучу
а расфасуют
хоть
Творчество Сергея Гейченко — филолога, преподавателя, музыканта, поэта, прозаика, в большом объёме представленное во всех четырёх альманахах, приобрело для меня совершенно новое дыхание после стихотворения «Двухтысячный. И мне двенадцать лет…». Радует, что поэту, несмотря на смену оптики, удаётся сохранять оригинальность и остроту текстов, а финальные строки этого же стихотворения,
Я стал собой. Любовь сильнее зла.
Любого. Ты меня сформировала,
Давя и грея, ты перемогла
Тупое время, и тупая мгла
Ещё не до конца меня взяла,
Не всё во мне объяла.
Безусловно, достойны упоминания и тексты других авторов, выступавших в тот вечер: могучие, резкие стихи Максима Маркевича — музыканта, художника, исполнителя, чьи творческие вечера пользуются большой популярностью; эмоциональные и иногда печальные строки Анастасии Бугайчук; задорное творчество Ирины Шпилевой и
«Полиграфомания — 4» пестрит фамилиями авторов, которые после окончания родного вуза двинулись совершенно разными профессиональными и творческими путями и приобрели известность каждый в своей области. Так, журналист и писатель Антон Секисов, представленный в сборнике поэзией, опубликовал несколько успешных повестей, а его последняя по времени повесть «Бог тревоги» вышла в петербургском издательстве «Лимбус Пресс». В альманахе напечатана пьеса опытного драматурга и преподавателя Элины Петровой «Дебаркадер», проза Натальи Лизоркиной, больше известной как драматург, поэт и сценарист. Творческая встреча с Петровой и Лизоркиной, состоявшаяся не так давно в Библиотеке имени Михаила Светлова, стала событием в московской литературной жизни, позволила многим присутствующим в зале оценить весь спектр современной российской драматургии, подтолкнув меня к завершению первой моей пьесы.
Выступили поэтические корифеи — Владимир Аристов, оставивший для этого вечера писательскую резиденцию в Переделкино; Валерий Лобанов — член жюри Турнира поэтов Московского Политеха — 2021, автор недавно представленной книги «Лёгкое бремя».
Владимир Аристов, помимо своеобычной поэзии, во многом следующей линии Парщикова и Драгомощенко, является, как известно, автором крупной и малой прозы, которые, как мне видится, стоят совершенно отдельно от основных современных отечественных тенденций.
Валерий Лобанов, как и Георгий Векшин, некогда был участником поэтического семинара Анатолия Жигулина, незримого покровителя нынешней Полиграфомании, чьи стихи начала
Литературовед, профессор Владислав Пронин, в «дополиграфоманские» времена руководитель литературной студии Полиграфа, на вечере прочитал несколько юмористических стихотворений, образовавших яркий контраст с представленными в альманахе автобиографическими очерками о детстве Владислава Александровича. А неутомимый менеджер проекта «Полиграфомания» Василий Воробьёв представил одно из стихотворений Сергея Преображенского, яркого поэта, филолога, давнего друга студии, чья подборка, как я уже говорил, опубликована в мемориальном блоке.
После завершавшего вечер блистательного
Китайский летчик, Полиграфомания
29.10.2021, 903 просмотра.