Ольга Девш
Эмиль Сокольский ведёт… вёл в «Лиterraтуре» критическую колонку, и мы общались в мессенджере главным образом по работе. Точнее, поводом для бесед были планируемые или вышедшие публикации. Обыкновенно говорили о литературе вообще и о том, что ближе ему. Эмиль всерьёз не считал себя критиком, утверждал, что пишет о тех, к кому душа лежит. Однако всегда с неизменным вниманием следил за литературой, подмечая характерные черты современной поэзии, откликался на просьбы и тактично, ответственно относился к чужому творчеству. Не любил коллективность, тусовку, ему нужны были «встречные два глаза».
Возможно, поэтому Сокольский удивительно просто и атмосферно описывал природу и города, по которым путешествовал. Там он один на один с
Впервые пишу на смерть. Простите, если что не так. Больше не хочу.
Светлая память.
Владимир Козлов
Когда мы последний раз встречались с Эмилем, он подарил мне книгу эссе поэта Юрия Казарина «Поэзия и литература», сказав, что я обязательно должен её прочесть, что это абсолютное попадание в то, как он понимает поэзию. И открыв эту книгу, я сразу понял Эмиля. Для него поэзия всегда была сферой тайны и чуда, которые только отодвигаются в тень от тех, кто светит на них фонарём. Все попытки приближения смешны, мы можем только чувствовать тайну, постигать чудо как чудо, восхищаться им, а значит, и разговор о поэзии — это рассказ о нашей встрече с чудом, а если нет чуда, так и говорить не о чем.
Почти каждая рецензия, которую писал Эмиль в «Prosodia», сопровождалась моими уточняющими вопросами: объясни, что ты имеешь в виду, аргументируй свои оценки, непонятно, на чём они основаны, — а Эмиль не любил объяснять, это я теперь хорошо понимаю, такой была его природа, для поэзии у него был отдельный мир. А он сам был человеком без возраста, который каждый свободный день своей жизни проводил в тщательно спланированных путешествиях, задача которых было как можно дальше удалиться от туристических троп. Очарованный странник, человек не от мира сего, который иногда заходил и к вам, чтобы в самый неожиданный момент вдруг запеть арию из оперы или романс конца XIX века, как бы удостоверяя свою неотмирность. Я больше не встречал таких людей.
Константин Шакарян
Год начался с потери — не стало Эмиля Сокольского. Как бы охарактеризовать его род деятельности? Критик, публицист, эссеист, краевед, прозаик… Всё так и всё не так. Он был поэтом — хоть мне не известно ни одно его стихотворение, и я даже не знаю, писал ли он стихи вообще (удивлюсь, впрочем, если нет). Ещё точнее про Сокольского — очарованный странник. Всё в нём говорило устами любви — к поэзии и поэтам, к родной природе, к бесчисленным русским городам и весям, к музыке… Пристальный, тонкий читатель, живой и яркий собеседник, истинный «читатель стиха»: не опутанный сетями наших вечных литидеологий, не принимающий каких бы то ни было «правил игры» в разговоре о литературе, о поэзии. Непредсказуемый. Живой. Я убедился в этом давно, ещё до знакомства даже со страницей Сокольского на ФБ: попалась на глаза его заметочка о Глебе Горбовском, где Эмиль коснулся муссируемой со всех сторон темы о раннем «настоящем» Горбовском и позднем «усохшем» ( «бросил пить, стал успешным советским поэтом»
Даже когда он мимоходом упоминал
В другой раз речь зашла о поэте С., который уже много лет пишет безостановочно, собирая ежегодно огромный урожай стихов, практически неотличимых друг от друга, сливающихся в общий гладкий поток. Надо было быть Сокольским, чтоб из этого рифмованного моря вынести, не захлебнувшись в потоке, несколько настоящих жемчужинок, которые он мне и прислал.
Всё это — драгоценные «мелочи», о которых хочется вспоминать сегодня: с грустью и благодарностью…
Стиль эссе Сокольского о поэзии — живой, пульсирующий, распахнутый — позволял действительно вести разговор о поэзии, насколько такой разговор вообще возможен.
Здесь впору привести собственные его слова по этому поводу — из письма:
«…Читаю иногда критику на поэзию и убеждаюсь, что пишут о чём угодно: о языке, о выразительных средствах, о перекличках, о смыслах
Несколько раз в течение короткого текста я употребил прилагательное «живой» — и действительно, вот уж кому это определение подходило во всех смыслах. И — подходит.
Царствие Небесное, светлая, добрая память…
18.01.2022, 1132 просмотра.