Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация книги Александра Переверзина «Вы находитесь здесь» (М.; СПб.: «Т8 Издательские Технологии» / «Пальмира», 2020)

Да, мы находимся здесь…

В среду 2 июня в «Китайском лётчике Джао Да» состоялась презентация книги стихотворений Александра Переверзина «Вы находитесь здесь».

Переверзин — одна из центральных фигур в современной поэтической жизни. Здесь слово «центральный» трактуется как близкий многим. С поправкой на пандемию и её разнообразные последствия, пришло действительно немало народу, и, как нечасто бывает в Москве, каждый посетитель увидел несколько незнакомых лиц.

Стихи удерживали внимание аудитории от начала до конца. Столь модные в последнее время автокомментарии были по делу и немного бледнее стихов (беда, когда наоборот). Вечер, как и книга, был устроен по принципу обратной хронологии: сперва относительно новые стихи, потом испытанное годами избранное — вплоть до того самого возвращенного чайника, о котором слышал без преувеличения весь русский поэтический мир. Книга блестяще отрефлексирована внутри книги — надо только купить её или получить в подарок. А теперь несколько разрозненных мыслей, пришедших мне в голову по ходу мероприятия.

Есть «Алконостъ» в узком смысле как некая поэтическая идеология. Я нахожусь в точности между дипломированным специалистом по «Алконосту» и полным лохом, поэтому надеюсь, что вижу очертания рощи там, где специалист видит структуру коры. Я бы сформулировал пресловутую идеологию как Е = mс2. То есть в совершенный реактор неважно, что кидать — тонну обогащенного плутония или тонну дёрна с бытовым мусором. Неважно, поразмышлять о Божьем величии при виде заката или сдать тару в надлежащее место. Качество текста, качество перевода с языка жизни на язык поэзии — вот всё, что имеет значение. При этом явно есть значительные поэты, в эту идеологию не вписывающиеся (например, Седакова или Кенжеев). А вот «Алконостъ» в широком смысле — это «Воймега», и она покрывает всю поляну.

Читатель, тронутый сединой, припомнит очень похожую историю с «Вавилоном». В узком смысле — четыре-пять сверстников-друзей, пишущих похожие верлибры. В широком (сайт) — всё вменяемое. Различие этих двух историй — в фигуре харизматического лидера. Дмитрий Кузьмин всегда был поэтом в последнюю очередь (здесь идёт речь не об уровне текста, а о принципиальном самоопределении). Переверзин — поэт в первую очередь, несмотря на масштаб и успешность его других ипостасей.

Александру Переверзину (как, впрочем, и всем остальным, но по разным причинам) незачем стремиться в мейнстрим. Учитывая его авторитет, он и есть мейнстрим, точнее — один из мейнстримов, подобно Гандлевскому или Веденяпину. Возможно, я ошибаюсь, но именно на вечере 2 июня я расслышал чёткую интенцию автора расстаться с ролью лидера и остаться одному. Умный поэт ставит программное стихотворение в начало; что ж — вот оно:

Старое слово

Каждое утро, выйдя в Фейсбук
в половине восьмого,
я говорю, мой новый друг,
старое слово.

Слово моё,
будь одиноким и тихим,
слово моё,
будь непонятным и диким.

Из старых слов отобрано именно то, которое наихудшим образом играет роль коллективного камертона.

Если бы я был последователем Александра Переверзина, я бы растерялся. Но я всего лишь благодарный читатель, поэтому с благодарностью почитал и послушал. Да, мы находимся здесь…

Леонид Костюков

Китайский летчик 

08.06.2021, 932 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru