В среду 2 июня в «Китайском лётчике Джао Да» состоялась презентация книги стихотворений Александра Переверзина «Вы находитесь здесь».
Переверзин — одна из центральных фигур в современной поэтической жизни. Здесь слово «центральный» трактуется как близкий многим. С поправкой на пандемию и её разнообразные последствия, пришло действительно немало народу, и, как нечасто бывает в Москве, каждый посетитель увидел несколько незнакомых лиц.
Стихи удерживали внимание аудитории от начала до конца. Столь модные в последнее время автокомментарии были по делу и немного бледнее стихов (беда, когда наоборот). Вечер, как и книга, был устроен по принципу обратной хронологии: сперва относительно новые стихи, потом испытанное годами избранное — вплоть до того самого возвращенного чайника, о котором слышал без преувеличения весь русский поэтический мир. Книга блестяще отрефлексирована внутри книги — надо только купить её или получить в подарок. А теперь несколько разрозненных мыслей, пришедших мне в голову по ходу мероприятия.
Есть «Алконостъ» в узком смысле как некая поэтическая идеология. Я нахожусь в точности между дипломированным специалистом по «Алконосту» и полным лохом, поэтому надеюсь, что вижу очертания рощи там, где специалист видит структуру коры. Я бы сформулировал пресловутую идеологию как Е = mс2. То есть в совершенный реактор неважно, что кидать — тонну обогащенного плутония или тонну дёрна с бытовым мусором. Неважно, поразмышлять о Божьем величии при виде заката или сдать тару в надлежащее место. Качество текста, качество перевода с языка жизни на язык поэзии — вот всё, что имеет значение. При этом явно есть значительные поэты, в эту идеологию не вписывающиеся (например, Седакова или Кенжеев). А вот «Алконостъ» в широком смысле — это «Воймега», и она покрывает всю поляну.
Читатель, тронутый сединой, припомнит очень похожую историю с «Вавилоном». В узком смысле —
Александру Переверзину (как, впрочем, и всем остальным, но по разным причинам) незачем стремиться в мейнстрим. Учитывая его авторитет, он и есть мейнстрим, точнее — один из мейнстримов, подобно Гандлевскому или Веденяпину. Возможно, я ошибаюсь, но именно на вечере 2 июня я расслышал чёткую интенцию автора расстаться с ролью лидера и остаться одному. Умный поэт ставит программное стихотворение в начало; что ж — вот оно:
Старое слово
Каждое утро, выйдя в Фейсбук
в половине восьмого,
я говорю, мой новый друг,
старое слово.
Слово моё,
будь одиноким и тихим,
слово моё,
будь непонятным и диким.
Из старых слов отобрано именно то, которое наихудшим образом играет роль коллективного камертона.
Если бы я был последователем Александра Переверзина, я бы растерялся. Но я всего лишь благодарный читатель, поэтому с благодарностью почитал и послушал. Да, мы находимся здесь…
Леонид Костюков
08.06.2021, 1078 просмотров.