Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

К-АМЕБА. Поэтический вечер

Апрельский центон

И был апрель, и было солнце. В атмосфере весеннего тепла в музее-квартире Алексея Толстого в пятницу,16 числа шёл вечер поэтической группы К-АМЕБА. Содружество впервые заявило о себе в 2013 году. Заинтересованным лицам давно известно, что в группе объединено шестеро абсолютно разных авторов (Инга Кузнецова, Анна Аркатова, Вадим Муратханов, Ирина Ермакова, Дмитрий Бак, Максим Амелин — название составлено из начальных букв их фамилий), в творчестве которых, в общем-то, сложно обнаружить что-то общее, кроме многолетней дружбы и поэтического таланта. Конечно, при желании можно найти связь между метафизикой, допустим, Амелина, Ермаковой и Кузнецовой, лиризмом Кузнецовой и Муратханова, ироничностью Аркатовой и Бака, но К-АМЕБА имеет в виду прежде всего человеческую, а не поэтическую общность и ставит перед собой лишь скромную цель собираться время от времени и читать стихи в комфортной обстановке взаимного притяжения.

Дмитрий Бак на правах идейного вдохновителя объединения брал вступительное слово и представлял каждого автора. Поэты читали по кругу, всего было два захода. Каждый выступающий закрепил за собой определённую прожилку поэтического бытия, и пытался ей соответствовать.

Инга Кузнецова в декадентском платье-комбинации светло-зелёного цвета сказала, что сегодня у неё нет настроения читать трагически экзистенциальную лирику. Она читала стихи о любви и музыке (альтернативной, потому что именно так называется прочитанный стихотворный цикл), в том числе ранние, нежно любимые слушателями:

* * *

Я прошу твоей нежности, у ног твоих сворачиваюсь клубком,
превращаясь в зародыш и уже с трудом поворачивая языком.
Я мельчайший детёныш в подмышке твоей, не раскрой же крыла,
чтобы я, пока не согрелась, упасть из него не могла.
Я дремучая рыба, не успевшая обзавестись хребтом,
бесхребетная бессребреница с полураспоротым животом.
Не удерживаюсь, переваливаюсь по ту сторону твоего хребта,
за которой — вселенская тьма, космическая пустота.
Не покинь меня, вынь меня из толпы, извлеки на свет,
прочитай по мне, что с нами станет за миллионы лет,
проведи по мне. Я — это сборище дупел и выпуклых мест-
ностей, новостей, для слепого самый лучший текст.
Приложи ко мне раковину ушную, послушай шум
всех морей и материков, приходящих ко мне на ум,
всех тропических стран, всех безумных базаров, клокочущих слов,
всех цикад и циновок треск, звон браслетов и кандалов.
Я бескрайняя ткань, можешь выбрать любую часть —
пусть я буду выкройкой тем, кто потом попадёт под твою власть.
Я люблю их за то, что у них будет запах твоего тепла.
Я ненавижу их! Я погибаю от подкожного рассыпавшегося стекла.
Скажи мне, что я птенец, что ты не отнимешь меня от своей руки,
скажи, что мы будем жить на берегу никому не известной реки.
Мы станем сходить на дно и снова всходить из вод,
мы станем немы для всех, как рыбы, и невод нас не найдёт.

Вадим Муратханов, отвечающий в К-АМЕБе за восточную мудрость и дзен-буддизм, поведал в стихах о том, как он находит успокоение в принятии ванны, а также перенёс слушателей в атмосферу Средней Азии и неожиданных любовных приключений:

Перенесёмся ниже: Бухара.
С утра невыносимая жара,
а я устал и третий день простужен,
и никакой попутчик мне не нужен.

Но северянка у меня в гостях.
Мы смотрим мир на разных скоростях.
Иначе слышим звуки смуглой речи.
До неприличья кожа плеч бела.
И мне досадно, что она ждала
чего-то большего от нашей встречи.

Ляби-Хауз. Знакомые мои —
друзья друзей или родня родни —
любезны так, что и не подкопаться.
Пьют жаркими глазами белизну
и на какой-то пляж зовут купаться
не столько нас, сколько её одну.

(«Путешествие»)

Анна Аркатова с юной чёлкой-блонд читала тонкие ироничные стихи из новой книги «Сейчас пройдёт», которая недавно была презентована здесь же, в музее Алексея Толстого. Её «внутренний ремень» из знаменитого стихотворения, в своё время номинированного на премию «Поэзия», всегда принимается слушателями на ура. Получили они его и в этот раз:

* * *

Выпью кофе утренний,
Поплюю с балкона,
Спи, ребёнок внутренний,
Спи, мой незаконный,

Розовея, чмокая,
Уминая титю,
Нет — придёт твой чокнутый,
Внутренний родитель,

Словом не попорченный,
Чист как белый день —
Вытянет узорчатый
Внутренний ремень.

Дмитрий Бак рассказал о своей многолетней работе над рукописями Арсения Тарковского и о том, как всё в мире рифмуется и перекликается, в том числе, неожиданно, цитаты Антиоха Кантемира и Григория Сковороды и ритмы Максима Амелина.

Прекрасная Ирина Ермакова читала свои мудрые стихи. Не изменяя фирменной ермаковской ноте, они были всё так же человечны и глубоко этичны:

* * *

А летуче-горючее естество
этой жизни, дунешь — и нет его.
И не то могло бы в жару случиться
в знойном пареве, мареве, куреве, мглице.

За покраской ограды всё — ничего,
потный камень тает, лицо дымится,
распаляясь, как всякая божья тварь,
залипаешь в раствор сентября вязкий

…человечки в ляпах зелёной краски
сквозь ещё не застывший горят янтарь:

мой пожизненный друг, товарищ и брат,
здесь такие над нами жары висят,
что никто и не может быть виноват,
хочешь, буду я кругом виновата? —
мне ж легко, кто бы что бы ни учудил

…день темнит, густеет и янтарится.
За спиною ограды родных могил.
И на каждой — крошки, стакан, жар-птица.

Новая книга Ирины ждёт скорого выхода в издательстве «Воймега». А произведения, которые мы услышали на вечере, были написаны совсем недавно и даже не успели туда войти.

Кстати, о «Воймеге». Дмитрий Бак сообщил сенсацию — Александр Переверзин вскоре вольётся в ряды К-АМЕБы. Как она будет тогда называться? К-ПАМЕБА? КАПЕМБА? ПК-АМЕБА? Пока ответа у нас нет.

И наконец, Максим Амелин, заражая слушателей своим приподнятым настроением, произвёл прямо-таки фурор «плачем о разбитой селёдочнице»:

* * *

Я корю себя, — над собственной виной
сокрушаться мне отныне навсегда:
ты ушла, как говорится, в мир иной,
обречённая исчезнуть без следа.
Верой-правдой отслуживши сотню лет,
в одночасье раскололась пополам, —
нет, любимая селёдочница, нет,
закругляющийся параллелограмм!
Я не дам тебе в безвестности пропасть:
ты была незаменимая стола
повседневного и праздничного часть,
может быть, не хорошела, но цвела.
Революция, гражданская и две
мировых, советской власти кривь и кось,
девяностые и дальше — голове
не вместить, что претерпеть тебе пришлось.

Уж прости, и я, солёную любя
с луком, с маслицем, привычная к ножу,
то горячего копчения в тебя,
то холодного, бывало, положу.

Из огромного сервиза ты одна
оставалась, бесконечно становясь, —
как же мог я не сберечь сквозь времена
память предков и живую с ними связь?

Одноразового века верный сын,
не добил, как ни пытался, ширпотреб:
не снесли тебя в тридцатые в торгсин,
не сменяли ни на сахар, ни на хлеб.

Кузнецовская, фамильная, прощай! —
по наследству мне тебя не передать,
но я верю в то, что есть отдельный рай
для устойчивых вещей — и благодать.

Ещё одно стихотворение Амелина, «Урок географии 1980 года», оказавшееся созвучным настроениям засидевшихся в карантине москвичей, погрузило в советское детство, вернуло страх перед учительницей географии и погрузило в актуальную сегодня тоску по далёким путешествиям, которые неожиданно стали такими же несбыточными, как и в школьные годы.

Несколько раз на вечере звучали центоны. Например, Вадим Муратханов прочёл диптих: одно стихотворение из строчек близких ему поэтов, в том числе и присутствующих в зале, второе — из произведений современных узбекских лириков. А Дмитрий Бак воспользовался хрестоматийными строками Пушкина, Блока, Гандлевского и соткал из знакомого новое, чем заслужил смех и овации.

Из цикла «Ореолы семантики»

Алсергрис Публо-Падлевский

«Брожу ли я на автобазу…»,
или
«Февраль. Бесстыдно, беспробудно…»

Февраль. Достать чернил и плакать,
Счёт потерять ночам и дням,
Пока грохочущая слякоть —
Пройти во многолюдный храм.

Достать пролётку за шесть гривен,
Впаять завгару по рогам,
Перенестись туда, где ливень,
Горох с треской по четвергам.
И хоть бесчувственному телу
С канистры кислого вина,
Но ближе к милому пределу
Заделать сдуру пацана.
И на перины пуховые —
Чрез благовест, чрез клик колес —
Да, и такой моя Россия
Ещё шумней чернил и слёз.
Младенца ль милого ласкаю,
И ветер кликами изрыт,
Тебе я место уступаю,
Слагаются стихи навзрыд.

И где мне смерть пошлёт судьбина,
И петь про чёрный пистолет,
Или соседняя долина? —
Не заглянуть за десять лет.

И пусть у гробового входа
В тяжёлом завалиться сне,
И, равнодушная природа, —
Ты всех краёв дороже мне.

Давний посвящённый Инге Кузнецовой и Максиму Амелину сонет, тонко подчёркивающий их возможное поэтическое родство, Бак тоже, конечно, прочитал:

Почему «ал-кого-лик?»,
А не «красна-чья-рожа?»?
(Вопрос из лингвистической игры)

Дай себе труд не дать себе труда
одновременно знать про то, что бренно,
либо нетленно, либо несомненно
или оставь надежду навсегда.

Всё прочее, конечно, — ерунда:
литература-дура, редька с хреном,
Вайль с Генисом, Делон с Аленом,
укроп с петрушкой, хмель да лебеда.

Суббота — не четверг и не среда,
не вытащить и рыбку из пруда:
потребен труд — известная пластинка!

Максим да Инга, коли звук един, —
почто же «максиминга! максиминга!»? —
не «миниманго» и не «мандарин»!??

Да и сам по себе вечер напоминал центон — произведение, составленное из строк разных авторов и в то же время прямо на глазах слушателей рождающее единое целое.

Это единое целое было закреплено неформальным общением и распитием белого вина, чачи, самогона на айве и местной «мишани». Прекрасные апрельские вечера нужно проводить именно так, возьмите на заметку.

Анна Трушкина

Музей-квартира А. Н. Толстого 

24.05.2021, 1263 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru