Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация книги Анны Аркатовой «Сейчас пройдёт» (М.: Арт Хаус медиа, 2021)

«Сейчас пройдёт». Не проходит

Анна Аркатова. Длинная полоса между строчек. Сейчас пройдет (капителью). На обложке сборника привиделся куб.

Вечером 24 марта в музее-квартире А. Н. Толстого на Спиридоновке состоялась презентация седьмого сборника стихов Анны Аркатовой. Зал на втором этаже наполнялся постепенно, присутствующие оказывались вовлечены в общую беседу. Прошло немного времени с тех пор, как у авторов и ценителей современной литературы появилась возможность общаться в формате офлайн, и наболело множество тем.

— Танечка, ничего ты схуднула! — бросает Данил Файзов.

Пандемия — кажется, они давно не виделись. Опыт с изоляцией, конечно, был в центре.

Всё было готово, онлайн-трансляция налажена, практически все места заняты. Воцарилось ожидание. Шёпот рассеялся. Было решено начать без нескольких опаздывающих. Несмотря на камерность мероприятия (человек тридцать) Юрий Цветков открыл презентацию краткой речью о целях встречи. Подобная формальность важна для широкой аудитории: вступительное слово вводит в курс, в противовес устойчивому мнению, что современная литература во всех проявлениях до недосягаемости герметична. Новое знакомство с литературным феноменом — это действительно не сходить на кассовый фильм и требует некоторого интеллектуального вовлечения.

В диалоге Сергея Костырко и Анны Аркатовой раскрылся характер связи произведения и критики как разницы взглядов экспертов на текст и пространство вокруг него. Проследив процесс складывания сборника, критик отметил фактор личного знакомства, выявил особенности книги и архитектоники авторского стиля.

— Головой так не сочинишь, — заключил Сергей Костырко. — Это жизнь.

Рефлексивное сейчас, что есть в настоящем, и прошлое, которое остается в памяти, в тексте Аркатовой имеют связь такую же естественную, как объект с субъектом, повседневность с сиюминутностью, быт с юмором. Это внеязыковое своеобразие в полной мере раскрывается в акте исполнения, когда вдруг схваченные с позиций слушателя знакомые абстракции органично встраиваются в картину мира и становятся будто бы собственной мыслью через призму Анны Аркатовой. Непосредственность, прямой диалог и ирония, ни к чему не обязывающая, таким образом не поэтическое откровение в полной мере, скорее осмысление пространственно-временных интуиций. Аркатова зачастую рассказывала о тех или иных предпосылках написания текстов, так что нельзя сказать, что загадка состоит в иносказательности — наоборот, посыл точен и максимально открыт. Про жесты и восхищения, вроде аплодисментов, все быстро забыли думать — отвлекало. Опомнились на поклоне.

Фото tatjanartemija

Приобретали сборник. Потом спустились вниз и пили шампанское, водку, вино (на выбор предлагали сок и воду). Неформальный тон вечера, заданный Аркатовой, не без участия Файзова сохранялся на банкете и способствовал свободному обмену мнениями. Знакомились, обсуждали то, что беспокоит: планы, обстоятельства, идеи. О жизни, что ли. В порядке вещей было вдруг обнаружить людей, чьё творчество в какой-то мере уже знакомо (что произошло с автором данной заметки).

Сборник не исчерпывает себя, возникает потребность возвращаться к нему. Изображение на обложке, непрочное, точно иллюзия с вращающейся маской, выглядит как поначалу упущенная шутка. «Сейчас пройдет» Анны Аркатовой несложно заметить везде и насквозь, в этом оно иронично и в открытую бескомпромиссно. Что ни возьми, это самое «сейчас» сейчас и пройдет. Не необыкновенное ли это наблюдение?

Анастасия Гурьянова

Музей-квартира А. Н. Толстого 

14.04.2021, 1165 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru