11 декабря в Зуме прошла презентация книги стихов Татьяны Миловой «И краткое». Это название ассоциируется с выражением «расставить точки над „i“» и одновременно напоминает о краткости существования, заметил во вступительном слове саратовский литератор Алексей Александров, которому посвящено одно из стихотворений в книге:
* * *
Деревня тётка глушь Саратов глушь
Прикид цепочка жёлтого металла
Огней так много золотых как луж
Под фонарём одним на три квартала…
…прочитанное позже и сочетающее (что и в целом отличает стиль Татьяны Миловой) иронический избыток литературных и культурных аллюзий с глубоким лиризмом.
Также Алексей Александров обратил внимание, что книга вышла в серии, где издаются значительные современные поэты, такие, как, например, Александр Переверзин, Андрей Василевский, Виталий Пуханов.
Татьяна Милова рассказала, как складывалась эта книга, вышедшая после значительного перерыва — двадцать два года спустя после первой, — как выстраивалось содержание и структура и как тщательно подбирался тон обложки. Не без сарказма добавила: «Для меня явилось сюрпризом, что обложка стала глянцевой, так что я теперь глянцевый поэт, что для меня это несколько неожиданно».
Но «глянцевый не значит гламурный» — немедленно откликнулись в чате. Трудно найти менее подходящие определения, чем эти два, для стихов Татьяны Миловой — изящных по форме и «умных», по слову литературного критика, поэта и прозаика Данилы Давыдова, который не только написал «две строчки на заднюю обложку», но и произнёс впечатляющий литературоведческий экспромт, назвав автора уникальным поэтом в современной русской поэзии. «Хороших поэтов много. Вот хороших и умных несколько меньше, — пояснил он. — Когда поэт работает в
Чтение стихов было разделено на три части и заняло около двух часов. Слушатели отрицали усталость и желали слушать ещё. Кажется, испытанием чтение было для автора. «Я впервые читаю в Зуме, смотрю в чёрное дуло камеры, это несопоставимо с аудиторией, простите, что я сбиваюсь, действительно тяжело», — призналась в заключение Татьяна Милова. Но кроме неё самой, кажется, никто не заметил никаких изъянов.
Во время небольших перерывов сохранялась такая тишина, которая возникает после серьёзной музыки.
Вопросов к автору было немного. Один из них задал поэт Дмитрий Веденяпин: «Как бы ты сама определила, что изменилось в твоей поэтике и поэзии за эти двадцать два года, что ты поняла и почувствовала?»
«Не могу сказать, что я поняла
Так, дрожа, изгоняя навязчивый образ воды, —
Как забитые двери назло запирают на ключ, ¬- но
Повторяя, как попка: приятели — прежде — пруды,
А не якобы пруд ¬¬- лучше призрачно, чем однозвучно, —
Получаю итог, в чём и рву его собственноручно,
И не смею дожить до последней своей правоты.
(«Все со всеми
Дмитрий Веденяпин с этим определением не согласился: «Мне кажется, что по большей части твои стихи эмоциональны и чрезвычайно трогают».
Соединение виртуозности с откровенностью, свойственное стихам Татьяны Миловой, отразилось в предпосланном книге эпиграфе. Кажется неслучайным, что он взят из детектива. Читателю «И краткого» предстоит встреча с трагедией и распутывание загадок, как и ценителям этого «низкого» жанра, а сам факт отсылки к нему демонстрирует первый ход (само)иронической игры, которая составляет одно из свойств поэтики Татьяны Миловой. Эпиграф взят из «Девушки в поезде» Агаты Кристи: «На первый взгляд вы как будто правы: обыкновенное любовное послание. Но попробуйте линией соединить все точки над „i“, и вы получите… план укреплений Портсмута!»
Но даже когда мы получили план укреплений, не стоит забывать, что перед нами любовное послание.
Ольга Сульчинская
13.12.2020, 1475 просмотров.